В жизни каждого человека происходит несколько переломных моментов. Это так называемые кризисы: кризис рождения, трех лет, семи лет (при поступлении в школу), кризис десяти лет (при переходе в 5 класс) и т.д.
Учителя начальных классов «приводят» десятилетних ребят на порог старшей школы. Что ждет бывших четвероклассников? С какими трудностями они столкнутся? Готовы ли они к преодолению этих трудностей?
При изучении школьного курса математики , как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. Но в то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики «двусторонние». С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое образование учеников в начальных классах. А с другой стороны, чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приемов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в 5 классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми пришли учащиеся из начальной школы.
При переходе из начальной школы в среднюю, учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Многие учителя математики, сравнивая отметки, с которыми дети были переведены из четвертого в пятый класс , с оценками за первую четверть, отмечают падение качества знаний. В чем причины сложностей у пятиклассников? Конечно это и появление учителей предметников, у каждого из которых свои требования, свои способы работы и свои методы общения. Дети не успевают работать на уроке в заданном учителем темпе. Это особенно проявляется в начале адаптационного периода – в начале учебного года. Задача каждого учителя не только обучить, дать знания, но и развивать у каждого ребенка познавательные процессы, их творческую активность. Учитель математики, как любой другой учитель - предметник как правило, выпустив 9 или 11 класс, идет в 5 класс, и ему тоже трудно перестроиться! Выпускники начальной школы ему часто кажутся неумехами , с замедленным темпом работы. А трудность заключается в том, что адаптационный период касается не только ученика , но и учителя.
Одной из главных проблем адаптационного периода детей 5 класса считаю отношение к этому периоду в жизни детей их родителей. Родителям кажется, что их детям уже не нужен такой контроль , как был в начальной школе . А в результате у детей появляется полная свобода действий : можно позволить себе не выполнить домашнее задание, можно не доучить правило А главное, если бы в начальной школе родитель практически сразу бы знал об этом, ведь каждый день встречается с учителем, то в среднем звене этот процесс затягивается , чаще всего, до родительского собрания .
Думаю, надо обязательно учитывать тот факт, что дети 5 класса – народ эмоциональный. Школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций, отношение к математике определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот, только в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его опыт и знания ,а в 5 классе для детей важны забота и внимание со стороны учителя.
Для уменьшения проблем адаптационного периода, было бы правильно учителю побывать на уроках в начальной школе, понаблюдать за работой педагога и детей, провести совместную итоговую проверочную работу, при необходимости провести коррекционные мероприятия, а в начале 5 класса провести соответствующий входной контроль. Наблюдения за характером изменений подготовленности учеников начальной школы по математике в последние годы показывают снижение качества математической подготовки учащихся, при этом существуют проблемы, сказывающиеся на успешности усвоения курса математики школьниками. Попытаюсь перечислить проблемы и возможные пути разрешения или коррекции .
Проблема | Возможности разрешения |
Организационно-психологические Недостаточно организованное четкое начало и окончание урока, выделение дополнительного- сверх отведенных 45 минут урока- времени на выполнение контрольных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать | Приучит детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение различного вида работ, заканчивать урок со звонком. |
Привычка у детей к помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ | Для выполнения любого задания давать четкую инструкцию или образец выполнения. Включать в уроки задания, контролирующие степень самостоятельности школьников при выполнении домашних заданий. Творческие задания давать только в случае готовности к нему класса |
Привычка у детей получать отметки за любое – самое малое действие в т. ч. за краткие или односложные ответы | Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи |
Общеучебные навыки, элементы развития | |
Недостаточная техника чтения ( в особенности математических текстов, условии задач), большие проблемы в понимании текста | Читать вслух, анализировать условия задач |
Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей | Следить за правильностью написания букв и цифр |
Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей | Предлагать на уроках цепочные вычисления |
Специальные математические знания, умения и навыки | |
Недостаточные умения устных вычислений ( все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно) | Проведение содержательного устного счета |
Ошибки в письменном делении и умножении многозначных чисел | Регулярное повторение всех этапов алгоритма деления и умножения |
Слабое знание правил порядка выполнения действий ( в т.ч. выражений со скобками) | Сначала обращать внимание на знаки действий и расставлять номера действий |
Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже в одно-два действия) | Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме |
Недостаточное развитие графических умений | Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку( с подсчетом числа клеточек- например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки и т.п.) так и на нелинованной бумаге |
Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения | Больше внимания уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной |
Недостаточно грамотная математическая речь учащихся | Тренировать школьников в верном чтении математических выражений |
Конечно это далеко не полный список проблем адаптационного периода при изучении математики в 5 классе . Необходимо также помнить, что приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот период совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности . Все переживания детей этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому всем нам и учителям и родителям надо быть просто внимательнее и добрее в новом периоде жизни детей младшего подросткового возраста. Тогда период адаптации в 5 классе не будет слишком болезненным и затянутым.