Проблемы адаптационного периода при изучении математики - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 229
  • Скачиваний: 14

В жизни каждого человека происходит несколько переломных моментов. Это  так называемые кризисы: кризис рождения, трех лет, семи лет  (при поступлении в школу), кризис десяти лет (при переходе в 5 класс) и т.д.

         Учителя начальных классов «приводят» десятилетних ребят на порог старшей школы. Что ждет бывших четвероклассников? С какими трудностями они столкнутся? Готовы ли они к преодолению этих трудностей?

        При изучении школьного курса математики , как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым.  Но  в то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики  «двусторонние». С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое образование учеников в начальных классах. А с другой стороны, чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с  использованием тех методических приемов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в 5 классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми пришли учащиеся из начальной школы.

                    При переходе из начальной школы в среднюю,  учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Многие учителя математики, сравнивая отметки, с которыми дети были переведены из четвертого в пятый класс , с оценками за первую четверть, отмечают падение качества знаний. В чем причины сложностей у пятиклассников? Конечно это и появление учителей предметников, у каждого из которых свои требования, свои способы работы и свои методы общения. Дети не успевают работать на уроке в заданном учителем темпе. Это особенно проявляется в начале адаптационного периода – в начале учебного года. Задача каждого учителя не только  обучить,  дать знания, но и развивать у каждого ребенка   познавательные процессы, их творческую активность. Учитель математики, как любой другой учитель - предметник как правило, выпустив 9 или 11 класс, идет в 5 класс, и ему тоже трудно перестроиться!  Выпускники начальной школы ему часто кажутся  неумехами  , с замедленным темпом работы. А трудность заключается в том, что адаптационный период касается не только ученика , но и учителя.

  Одной из главных проблем адаптационного периода детей 5 класса  считаю отношение к этому периоду в жизни детей их родителей. Родителям кажется, что их детям уже не нужен такой контроль , как был в начальной школе . А в результате у детей появляется полная свобода действий : можно позволить себе не выполнить домашнее задание, можно не доучить правило  А главное, если бы в начальной школе родитель практически сразу бы знал об этом, ведь каждый день встречается с учителем, то  в среднем звене этот процесс затягивается , чаще всего, до родительского собрания .

    Думаю, надо обязательно учитывать тот факт, что дети 5 класса – народ эмоциональный. Школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций,  отношение к математике определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот, только в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный    багаж педагога, его опыт и знания ,а в 5 классе для детей важны забота и внимание со стороны учителя. 

    Для уменьшения проблем адаптационного периода, было бы правильно учителю побывать на уроках в начальной школе, понаблюдать за  работой педагога и детей, провести совместную  итоговую  проверочную работу, при необходимости провести коррекционные мероприятия,  а в начале 5 класса  провести соответствующий входной контроль. Наблюдения за характером изменений подготовленности  учеников начальной школы по математике в последние годы показывают снижение качества математической подготовки учащихся, при этом существуют проблемы, сказывающиеся на  успешности усвоения курса  математики  школьниками. Попытаюсь перечислить проблемы и возможные  пути разрешения или коррекции .

     Проблема

Возможности разрешения

Организационно-психологические

Недостаточно организованное четкое начало и окончание урока, выделение дополнительного- сверх отведенных 45 минут урока- времени на выполнение контрольных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать

Приучит детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение различного вида работ, заканчивать урок со звонком.

Привычка у детей к помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ

Для выполнения любого задания давать четкую инструкцию или образец выполнения. Включать в уроки задания, контролирующие степень самостоятельности школьников при выполнении домашних заданий. Творческие задания давать только в случае готовности к нему класса

Привычка у детей получать  отметки за любое – самое малое действие в т. ч. за краткие или односложные ответы

Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи

Общеучебные навыки, элементы развития

 

Недостаточная техника чтения ( в особенности математических текстов, условии задач), большие проблемы в понимании текста

Читать вслух, анализировать условия задач

Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей

Следить за правильностью написания букв и цифр

Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей

Предлагать на уроках цепочные вычисления

Специальные математические знания, умения и навыки

 

Недостаточные умения устных вычислений ( все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно)

Проведение содержательного устного счета

Ошибки в письменном делении и умножении многозначных чисел

Регулярное повторение всех этапов алгоритма деления и умножения

Слабое знание правил порядка  выполнения действий ( в т.ч. выражений со скобками)

Сначала обращать внимание на знаки действий и расставлять номера действий

Недостаточные умения решать  текстовые задачи (даже в одно-два действия)

Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме

Недостаточное развитие графических умений

Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку( с подсчетом числа клеточек- например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки и т.п.) так и на нелинованной бумаге

Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения

Больше внимания уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной

Недостаточно грамотная математическая речь учащихся

Тренировать школьников в верном чтении математических выражений

Конечно это далеко не полный список проблем  адаптационного периода при изучении математики в 5 классе   . Необходимо также помнить, что приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот период совпадает  с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности . Все переживания  детей этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому  всем нам и учителям и родителям  надо быть просто внимательнее и добрее в новом периоде жизни детей  младшего  подросткового возраста. Тогда  период адаптации в 5 классе не будет слишком болезненным и затянутым.                      

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: