Применение технологии критического мышления на уроках информатики
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. На данном этапе развития образовательной системы наиболее актуальной являются технология развития критического мышления. В основе технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.
Немного информации:
Критическое мышление – это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
- принимать независимые продуманные решения.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
Во-первых, учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в любой учебной ситуации. (Речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процессах реализации проектов.)
В-третьих, рассматриваемая технология позволяет проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Работая по этой технологии я с уверенностью могу сказать, что повышается качество обученности по предмету, увеличивается количество желающих активно участвовать в учебном процессе, происходит развитие мыслительных способностей учащихся.
Правила проведения уроков по формированию критического мышления.
В работу должны быть вовлечены все учащиеся. Для этого, например, используют методический прием – короткие выступления при обсуждении темы.
- Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезно проводить разминки, поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять им возможность самореализации.
- Учащихся должно быть не более 30 человек, тогда их можно разделить на группы по 5–6 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, каждая группа имела возможность выступить по проблеме.
- Процедуру и регламент урока надо обсудить в начале занятия и не нарушать их.
- Ученики могут делиться на группы добровольно, но обязательно надо добиться, чтобы группы были примерно равны по силам.
На своих уроках я чаще использую такие приёмы, как «Верю – не верю», «Инсерт», «ЗХУ», «Кластеры», «Синквейн», «Мозговой штурм», «Горячий стул». Эти приёмы вам думаю уже знакомы. Я хочу познакомить вас с приемами, которые открыла для себя недавно, или использовала их ранее, но не знала как они называются.
· Метод записной книжки Хефеле
- Учащимся предлагается к следующему уроку делать заметки в так называемой записной книжке по предлагаемой теме. Записи делаются ежедневно в течении недели, и их должно быть не менее 7.
Например:
- При изучении темы «Алгоритмы и их виды»
Задание:
В течение недели вы должны записать в книжки, где вы в жизни встретились с алгоритмами и определить их вид.
На уроке проводится обсуждение записей, делаются выводы. Материал лучше усваивается.
- При изучении темы «Создание мультимедийных презентаций».
При подготовке к проектной работе ученикам за неделю дается задание:
В течение недели собрать материал по заданной теме используя различные ресурсы:
Дети собирают материал, записывая все это в записную книжку. На уроке работают с найденной информацией: с текстовой, графической, звуковой и т.д.
· Метод синектики
Метод основан на превращении непривычного в привычное, а привычного в непривычное.
Например:
- При изучении темы «Работа в Paint» дети получают задание
*Как в наше время могла бы выглядеть «Избушка на курьих ножках».
(открывают готовый файл и работают с ним)
· Сократовский диалог
Сократовский диалог – это умение задавать вопросы, доходить до сути явления.
Пример задания:
- По темам: «Вирусы», «Антивирусные программы»
Заранее дается задание : «Подготовить информацию о каком-то определенном виде вируса, антивируса».
Урок проходит в обсуждении. Делаются выводы
- Работа с ключевыми понятиями.
«Ассоциация»
При изучении нового понятия даётся задание составить ассоциативный ряд.
Например:
При изучении темы «Базы данных» подумать какие ассоциации вызывает данный термин?
· Оцени себя сам
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
- „Я“ – 1. допускал ошибки. 2. указывал на ошибки других. 3. работал активно
- „Мы“ – 1. мне помогли одноклассники, учитель 2. я одноклассникам
- „Дело“ – 1. не понял материал 2. понял материал 3. узнал больше, чем знал
При системности использования приёмов критического мышления у учащихся формируются универсальные умения (компетентности) такие как: видеть и вычленять проблемы, уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, выделять основной смысл текста, а в дальнейшем события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, понимать и интерпретировать тексты, схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные идеи, рассуждения, а в дальнейшем систематизировать и классифицировать эту информацию, строить индивидуальную и коллективную деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности, строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог.
Хочу закончить словами:
"Технологии никогда не заменят учителя. Но учитель, эффективно применяющий технологии для развития своих учеников, заменит того, кто ими не владеет"
(Шерил Нуссбаум-Бич)