Применение технологии критического мышления на уроках информатики - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 197
  • Скачиваний: 14

Применение технологии критического мышления на уроках информатики

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. На данном этапе развития образовательной системы наиболее актуальной являются технология развития критического мышления. В основе технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе. 

Немного информации:

Критическое мышление – это:

-  способность ставить новые, полные смысла вопросы;

-  вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

-  принимать независимые продуманные решения.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в любой учебной ситуации. (Речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процессах реализации проектов.)

В-третьих, рассматриваемая технология позволяет проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Работая по этой технологии я с уверенностью могу сказать, что повышается качество обученности по предмету, увеличивается количество желающих активно участвовать в учебном процессе, происходит развитие мыслительных способностей учащихся.

Правила проведения уроков по формированию критического мышления.

 В работу должны быть вовлечены все учащиеся. Для этого, например, используют методический прием – короткие выступления при обсуждении темы.

  • Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезно проводить разминки, поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять им возможность самореализации.
  • Учащихся должно быть не более 30 человек, тогда их можно разделить на группы по 5–6 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, каждая группа имела возможность выступить по проблеме.
  • Процедуру и регламент урока надо обсудить в начале занятия и не нарушать их.
  • Ученики могут делиться на группы добровольно, но обязательно надо добиться, чтобы группы были примерно равны по силам.

На своих уроках я чаще использую такие приёмы, как «Верю – не верю», «Инсерт», «ЗХУ», «Кластеры», «Синквейн», «Мозговой штурм», «Горячий стул».  Эти приёмы вам думаю уже знакомы. Я хочу познакомить вас с приемами, которые открыла для себя недавно, или использовала их ранее, но не знала как они называются.

·       Метод записной книжки Хефеле

- Учащимся предлагается к следующему уроку делать заметки в так называемой записной книжке по предлагаемой теме. Записи делаются ежедневно в течении недели, и их должно быть не менее 7.

Например:

- При изучении темы «Алгоритмы и их виды»

Задание:

    В течение недели вы должны записать в книжки, где вы в жизни встретились с алгоритмами и определить их вид.

На уроке проводится обсуждение записей, делаются выводы. Материал лучше усваивается.

- При изучении темы «Создание мультимедийных презентаций». 

При подготовке к проектной работе ученикам за неделю дается задание:

В течение недели собрать материал по заданной теме используя различные ресурсы:

Дети собирают материал, записывая все это в записную книжку. На уроке работают с найденной информацией: с текстовой, графической, звуковой и т.д. 

·       Метод синектики

Метод основан на превращении непривычного в привычное, а привычного в непривычное.

Например:

- При изучении темы «Работа в Paint» дети получают задание

  *Как в наше время могла бы выглядеть «Избушка на курьих ножках».

 (открывают готовый файл и работают с ним)

·                        Сократовский диалог

Сократовский диалог – это умение задавать вопросы, доходить до сути явления. 

Пример задания:

- По темам: «Вирусы», «Антивирусные программы»

 Заранее дается задание :  «Подготовить информацию о каком-то определенном виде вируса, антивируса».

Урок проходит в обсуждении. Делаются выводы

  • Работа с ключевыми понятиями.
    «Ассоциация»

При изучении нового понятия даётся задание составить ассоциативный ряд.

Например:

При изучении темы «Базы данных» подумать какие ассоциации вызывает данный термин?

·          Оцени себя сам

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

  • „Я“ – 1. допускал ошибки. 2. указывал на ошибки других. 3. работал активно
  • „Мы“ – 1. мне помогли одноклассники, учитель 2. я одноклассникам
  • „Дело“ – 1. не понял материал 2. понял материал 3. узнал больше, чем знал

 

При системности использования приёмов критического мышления у учащихся формируются универсальные умения (компетентности) такие как: видеть и вычленять проблемы, уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, выделять основной смысл текста, а в дальнейшем события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, понимать и интерпретировать тексты, схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные идеи, рассуждения, а  в дальнейшем систематизировать и классифицировать эту информацию, строить индивидуальную и коллективную деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности, строить  коммуникацию с другими людьми – вести диалог. 

Хочу закончить словами:

"Технологии никогда не заменят учителя. Но учитель, эффективно применяющий технологии для развития своих учеников, заменит того, кто ими не владеет"

(Шерил Нуссбаум-Бич)

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: