Эмоции являются важным составляющим психической жизни человека, особенно ребенка. Их роль в общении многообразна.Вообще, развитие эмоциональной сферы связано с осознанием ребенком себя и других людей, с пониманием причин, которые вызывают разные чувства и сопутствующие им эмоции. Наконец, творческие способности находятся в тесной взаимосвязи с эмоциональной сферой человека.
Актуальность проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников обусловлена и современными требованиями образования, основанными на личностно-ориентированном развитии. Изучение музыки в начальной школе как раз направлено на формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки, воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, развитие интереса к музыкальной деятельности, а также овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация). Если педагог умело организует взаимодействие ребенка с искусством на уроке, то это дает возможность ученику выразить свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, жестами, движениями, словом. Поэтому, можно сказать, что эмоциональная сфера ребенка формируется в музыкальной среде.