Сопровождения родителей детей с интеллектуальными нарушениями.
Дети с нарушением интеллектуального развития, умственно отсталые дети – это дети, страдающие в результате органических поражений головного мозга нарушениями в развитии психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, памяти, речи, воображения). При умственной отсталости органическая недостаточность мозга носит неусуглубляющийся характер, действие вредоносного фактора уже остановливается, и ребенок становится способен к развитию, которое подчиняется общим закономерностям формирования психики, и имеет свои особенности.
Особенности развития обуславливаются типом нарушений центральной нервной системы и его последствиями. Отечественный психиатр Г.Е. Сухарева выделила три группы причин возникновения умственной отсталости: 1) неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза; 2) патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм); 3) родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы. Психическое развитие умственно отсталого ребенка без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Отсутствие активности отмечается во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это прослеживается как в отношении ребенка к предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и в его социальном поведении — пассивном отношении к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе. К концу дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта оказываются несформированными присущие дошкольникам в норме формы деятельности: предметная, игровая, изобразительная; познавательные процессы: восприятие, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное недоразвитие моторики. Наряду с отставанием в развитии прослеживаются качественные отклонения. При этом большинство отклонений являются вторичными. Накопление этих отклонений начинается уже в раннем возрасте и препятствует дальнейшему развитию.
Семья – это первый социальный институт, куда попадает ребенок с самого его рождения и находится долгий период времени. С помощью семьи ребенок начинает познавать окружающий мир и адаптироваться в нем. Проблемы, возникающие в семье с появлением ребенка с умственной отсталостью, оказывают сильное влияние не только на психическое и эмоциональное состояние родителей, но и на состояние детей. На данный момент проблема семейного воспитания детей с умственной отсталостью стоит достаточно остро. Влияние хронической стрессовой ситуации; трудности принятия ребенка с особенностями и налаживания взаимоотношений внутри семьи; недостаточность знаний об особенностях развития ребенка и умений, позволяющих осуществить коррекционно- развивающую работу; недостаточно высокий культурно-образовательный уровень родителей; низкий уровень благополучия семей. Весь этот спектр проблем влечет за собой искажение функций семьи, а также нарушение внутрисемейных и детско-родительских отношений. Неправильное воспитание ребенка в семье, методы воспитания, рассчитанные на детей с нормальным развитием, могут явиться источником грубых вторичных отклонений в развитии. Поэтому необходимо предупреждать вторичные характерологические и псевдокомпенсаторные образования в раннем развитии ребенка. Основной задачей семейного воспитания является создание условий для полноценного, гармоничного развития ребенка, воспитание такой личности, которая может существовать в обществе. На каждом возрастном этапе семейное воспитание реализует свои особые задачи. В процессе воспитания ребенка с умственной отсталостью задачи семейного воспитания конкретизируются согласно структуры дефекта ребенка. К сожалению, во многих семьях, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью, эти задачи реализовываются в искаженном виде или не реализуются совсем.
Именно поэтому специалисты должны помогать родителям найти адекватный стиль воспитания, в котором главным будет равенство необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития. Одной из самых веских причин нарушения процесса воспитания в семье, имеющей ребенка с умственной отсталостью, является низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Родители, воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии, должны не только знать психологические особенности его развития, но и иметь определенные умения и навыки, которые они могут применять в процессе целенаправленного воспитательного воздействия. Дефектологи и психологи хорошо знают, что успех работы с ребенком во многом зависит от уровня педагогических и психологических знаний и умений, который наблюдается у родителей умственно отсталых детей. Семья играет огромную роль в системе комплексной реабилитации ребенка с особыми образовательными потребностями. Без включения родителей в образовательных процесс, взаимодействия с образовательным учреждением нельзя готовить об успешности комплексной реабилитации ребенка с особенностями развития. В современной специальной педагогике и психологии не сложился еще единый и методологический подход к определению сущности психолого- педагогического сопровождения воспитания детей с умственной отсталостью. Но опираясь на анализ психолого- педагогической литературы можно выделить основные положения организации психолого- педагогического сопровождения: 1. Психолого-педагогическое сопровождение должно рассматриваться как систематическое целенаправленное и непрерывное коррекционное воздействие, ориентированное на семью в целом, а не только на ребенка. Целью сопровождения является создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность позитивного развития ребенка и самореализации родителей. Результатом данной работы должны стать: изменения качества жизни семьи в лучшую сторону, образ жизни, который удовлетворяет потребности всех ее членов. 2. Ориентация сопровождения на решение проблем личного и межличностного уровня семьи. 3. Психолого-педагогическое сопровождение должно рассматриваться как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуаций выбора. Оно должно решать задачу реабилитации семьи в социокультурном пространстве, усиливая ее самостоятельность и самоконтроль ситуации. 4. Главной идеей сопровождения выступает необходимость развития не только ребенка, но и семьи, именно поэтому психолого- педагогическое сопровождение подразумевает отказ от категорических решений. Все решения сопровождения должны носить только рекомендательный характер. 5. Родители и все члены семьи включаются в коррекционно- воспитательный процесс и должны выступать в качестве субъектов коррекционно- воспитательного процесса. 6. Важно соблюдение системного подхода в применении средств, методов, приемов, мер коррекционного воздействия при работе с родителями, чтобы дать понять важность работы над собой ради помощи своему ребенку. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в системе мероприятий, направленных на оказание помощи и поддержки семье ребенка с умственной отсталостью. Анализ специальной литературы позволил выделить такие модели помощи в семье как педагогическая, психологическая, диагностическая, медицинская и социальная. Большая часть работы осуществляется воспитателями или учителями вместе с дефектологом, психологом и социальным педагогом. В практике педагоги, осуществляют в жизнь его направления благодаря психолого-педагогическим средствам, в рамках различных форм и моделей взаимодействия с родителями. Основными направлениями в системе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с умственной отсталостью являются, во- первых, психолого- педагогическое просвещение родителей, во- вторых, психокоррекционная работа. Под психолого-педагогическим просвещением подразумевается систематически проводимая работа и теоретически обоснованная программа по просвещению родителей, целью которых является формирование совокупности знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует сплочению, организации жизни семьи так, чтобы появилась возможность создания условий, способствующих удовлетворению потребностей ребенка. Психолого- педагогическое просвещение родителей детей с умственной отсталостью осуществляется с использованием разных форм работы: коллективные, индивидуальные и формы наглядной стендовой информации. Проблема психокоррекционной помощи семьям дошкольников с умственной отсталостью остается недостаточно разработанной в специальной психологии. Под психологической коррекционной работой с семьей ребенка с умственной отсталостью понимается комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений, а также решение существующих психологических проблем, обусловленных нарушением внутрисемейных взаимоотношений. Впервые методика психокоррекционной работы была предложена В.В.Ткачевой. Основными целями психокоррекционной работы с родителями по ее мнению являются: 1. Формирование у родителей позитивного отношения к ребенку и оптимистичного взгляда в будущее. 2. Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с умственной отсталостью. 3. Преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей детей с умственной отсталостью. Задачи этого направления включают - формирование новых жизненных ориентиров у родителей;- коррекцию взаимоотношений; - коррекцию психологического состояния и неадекватных реакций у родителей; - гармонизацию отношений между матерью и ребенком, с одной стороны, и членами семьи- с другой стороны, членами семьи и ближайшим окружением. Психокоррекционная работа проводится психологом и включает в себя психологическую диагностику, консультирование, психокоррекционные мероприятия. С учетом имеющихся данных составлены методические рекомендации для специалистов и родителей по взаимодействию в воспитании ребенка с умственной отсталостью. Работа с семьями воспитанников должна проводиться как индивидуально, так и по группам. Оба варианта взаимодополняют друг руга и могут реализовываться параллельно. Педагогам и дефектологам нужно не только проводить нравоучительные беседы и лекции, а вести искренние разговоры, проводить индивидуальные консультации, круглые столы, где можно будет размышлять вместе с родителями над разными вопросами. Воспитатель и дефектолог должны подходить к работе с семьей очень деликатно: быть внимательными и слушать все, что говорят родители и дети; понимать, что каждая семья индивидуальна по составу, социальному статусу; иметь в виду, что у каждого родителя имеются свои ожидания от них и что родительские представления о содержании воспитания ребенка могут быть несколько иными, чем у педагогов. Поэтому для плодотворной работы специалистам следует глубоко изучить семью ребенка, чтобы лучше понять особенности семьи, потребности, трудности, с которым она сталкивается и ожидания результатов от воспитательного и образовательного процесс, строить воспитательную деятельность с учётом того, что личность ребенка формируется в семье. Стараться использовать все разнообразные формы работ с родителями, а не ограничиваться беседами и родительскими собраниями три раза в год. Перед психологами стоит сложнейшая задача - предоставление помощи по улучшению семейного микроклимата, решению внутрисемейных, межличностных конфликтов, устранению тревожности у родителей. Психолог должен вести просветительскую работу с родителями и воспитателями для повышения уровня их психологических знаний, формировать у них способность к взаимопомощи и взаимодействию, проводить работу для улучшения самооценки и чувства ответственности у родителей. В его компетенцию входит проведение совместных занятий родителей с детьми с целью укрепления их связи и установления между ними партнерских и сотруднических отношений. Тем самым он помогает находить новые пути к активному взаимодействию ребенка и родителей. Психолог должен не только давать им необходимый минимум информации, а создавать для них возможности для творческого подхода к воспитанию своего ребенка, вселять уверенность в успехе своей деятельности по воспитанию ребенка. Социальный педагог в дошкольном учреждении должен исполнять роль посредника между детьми и взрослыми, между семьями и государственными службами. Выступать в роли защитника законных прав и интересов детей и их родителей; помогать родителям и воспитателям в решении проблем; играть роль эксперта в постановке социального диагноза и определять методы компетентного вмешательства. Социальный педагог должен предвосхищать и оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также способствовать ее реабилитации. Он содействует созданию чувства безопасности психологического комфорта. Работа социального педагога должна охватывать всех участников процесса воспитания ребенка. Им должны проводиться работы по социальному развитию ребенка, профилактике негативных явлений и оказанию помощи находящимся в сложной жизненной ситуации, активизации воспитательного потенциала родителей. Специалисты должны совершенствовать свое мастерство в области общения и установления контакта с семьей. Важно помнить, что изучение семьи должно проводиться ненавязчиво и с согласия родителей ребенка. Родителям следует принимать активное участие в воспитательном и образовательном процессе своего ребенка, быть чуткими и уделять ребенку должное внимание: всегда находить время для занятия с ним и создавать благоприятную коррекционно-воспитательную среду дома. Чаще обращаться за советами и помощью к специалистам, знать права своего ребенка, помнить о необходимости соблюдать единство требований к воспитанию ребенка. Таким образом, направления работы специального образовательного учреждения с семьей умственно отсталого ребенка могут быть весьма разнообразными. Все они направлены на привлечение родителей к взаимодействию со специалистами и формируют у родителей мотивацию к тесным контактам с педагогами, воспитателями, психологами. Сочетание всех форм организационной работы с семьями ребенка с умственной отсталостью позволяет повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и вовлечь их в коррекционно-развивающую, реабилитационную и досуговую работу с детьми. В результате грамотной реализации психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с умственной отсталостью у родителей должно измениться отношение к ребенку, должно прийти понимание особенностей развития ребенка, а вместе с этим - понимание необходимости проведения коррекционно-развивающей работы. При успешном включении семьи в процесс развития ребенка у родителей должна выработаться активная позиция в воспитании своего ребенка.