Предмет математика как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 105
  • Скачиваний: 11

Статья на тему: «Предмет «математика» как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников»

Изучение математики в начальной школе занимает особое место. Математика помогает учащимся  сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию воображения, творческого и логического мышления. Приобретенные в начальной школе математические знания помогут учащимся при обучении в основной школе, а так же пригодятся в повседневной жизни.

Математические знания лежат в основе формирования общей картины мира. Программа содержит материал, который  отвечает особенностям и возможностям учащихся и необходим им для дальнейшей социальной адаптации в обществе. Особое внимание уделено решению практических задач, обогащению, развитию и коррекции терминологической речи. Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека. Владение математическим языком позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность.

Одной из принципиальных задач при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения. Как раз такие условия можно создать на уроках математики.

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков математики рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».

Для достижения педагогической цели по формированию коммуникативной компетентности на уроках математики необходимо ставить  перед собой следующие задачи педагогической деятельности:

·        формировать и развивать культуру письма;

·         учить математическому языку;

·         совершенствовать культуру речи;

·         обогащать словарный запас учащихся;

·         обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

·         формировать прочные математические умения и навыки;

·         развивать самостоятельность и умение сотрудничать.

Для формирования коммуникативной компетенции используются следующие методы и приемы:

·        решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;

·        устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

·        использование на уроках математических софизмов;

·        использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

·        использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

·        сдача различных устных зачетов.

Ребенок усваивает какой-либо материал в процессе учебной деятельности только тогда, когда у него есть:

1)      внутренняя потребность и мотивация такого усвоения;

2)      деятельность ребенка связана с преобразованием усваиваемого материала и получением нового духовного продукта, то есть знания об изучаемом материале.

Для реализации цели развития коммуникативной компетентности на уроках математики  используются следующие методические приемы по формированию и развитию коммуникативной компетентности.

1. Развитие письменной речи через: тестовые конструкции свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций.

Индивидуальный пакет заданий.

Для каждого ученика готовится пакет заданий, которые выполняются только письменно. После проверки возвращаю пакет ученику со своими письменными комментариями по решениям. Устные комментарии, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога не допускаются. Если необходимо, то решение переделывается и дорабатывается учеником. Каждый учащийся работает в наиболее комфортном для себя режиме.

При такой работе развиваются навыки работы с различными источниками информации, формируется умения передавать и воспринимать письменную информацию. Таким образом, можно говорить, что учащиеся овладевают письменными видами речевой деятельности, выступают в позиции авторов и комментаторов. Вырабатывается такое личностное качество, как способность отстаивать собственную точку зрения письменно.

Создание художественных текстов на математические темы.

Вместо традиционного домашнего задания, выдается творческое задание (как правило, на каникулы). Необходимо создать сказку (можно в стихотворной форме), которая будет служить иллюстрацией некоторого математического правила.

Вырабатываются умения преобразовывать информацию, сохранять и передавать ее. Учащийся выступает в позиции автора, учится творческому подходу к любому процессу.

Обязательное обоснование.

При проверке любой письменной работы (домашних, самостоятельных, контрольных) не принимаются необоснованные ответы, даже правильные. Для того, чтобы правильно письменно обосновать свое решение, необходимо уметь систематизировать, извлекать, отбирать нужную информацию и передать ее. В этом случае ученик выступает в роли письменного докладчика, комментатора.

2. Устная речь

·        Устное решение заданий, с подробным объяснением.

·        Устное рецензирование ответов домашнего задания учениками.

·        Устные тестовые конструкции ответов

·        Устные зачеты

Для развития коммуникативной компетенции учитель  также использует  следующие методы и приемы:

·        решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением.

·         устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

·         использование на уроках математических софизмов, например: «Возьмем верное равенство 40+10-50 = 48+12-60. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки.5(8+2-10)=6(8+2-10) . Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5 = 6. Задание: объясните, в чем ошибка;

·         использует тестовые конструкции свободного изложения ответа и устные тестовые конструкции;  - использует работу в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

·         сдачу различных устных зачетов.

Уроки математики направленные на развитие коммуникативной компетенции могут иметь следующую структуру:

·        самоопределение к деятельности (организационный момент);

·         актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности;

·         постановка учебной задачи;

·         построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового  знания);

·         первичное закрепление во внешней речи;

·         самостоятельная работа по образцу;

·         включение в систему знаний и повторение;

·         итог урока (рефлексия деятельности).

Такое построение уроков позволяет формировать у детей способность к саморазвитию, а «открытия», которые происходят на уроке, укрепляют веру в свои силы и познавательный интерес.

Помимо традиционной формы  возможно использование и других типов урока:

·         комбинированный урок;

·        урок закрепления знаний;

·         контрольный урок;

·         тренировочный урок;

·         урок с использованием технических средств обучения;

·         урок-игра;

·         урок-путешествие;

·         интегрированный урок;

·         урок – интеллектуальный марафон [50].

В структуру урока надо включать моменты, связанные с работой учащихся в паре, создаю ситуации, вызывающие у ученика потребности высказываний (устно и письменно), для создания речевой ситуации использовать ролевые и сюжетные игры, стихотворения, загадки, ребусы, кроссворды, сочинение сказок. На каждом уроке работаю над умением общаться, взаимодействовать, понимать друг друга, оценивать результат работы других, обосновывать свои действия, сравнивать и анализировать.        Для этого можно использовать коллективную деятельность на уроках математики.

Организация на уроке коллективной формы учебной деятельности учащихся имеет большое психологическое, социальное и дидактическое значение.

Коллективная познавательная деятельность предполагает вместо традиционной формы обучения “учитель - ученик” более сложное соотношение “учитель - коллектив - ученик”.

Коммуникативная компетентность учащихся также проявляется и в свободном владении ими информационными технологиями. Ребята могут участвовать в мероприятиях дистанционного характера, которые проводятся с помощью информационных технологий. Таким образом, процесс формирования коммуникативной компетентности становится более интенсивным и качественным.

Развитие коммуникативной компетентности на уроках математики возможно осуществлять применением  дидактических игр и метода проектов Такие уроки носят коллективный характер, при общении достигается высокая активность и контактность учащихся. Нестандартная форма проведения урока заинтересовывает учащихся и будит эмоции, вызывает дух соревнования, желание одержать победу, у них появляется чувство удивления, усиливается мыслительная деятельность.

Таким образом, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия. Предмет «математика» способствует формированию вышеуказанных качеств, при правильном использовании коллективной деятельности на уроках.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: