Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках окружающего мира
«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству»
У. Джеймс.
Важнейшей образовательной задачей школы является не только предоставление обучающимся качественных знаний, но и их грамотная оценка. Федеральный государственный стандарт НОО выдвигает новые социальные требования к системе обучения.. В письме Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную» отмечается, что у обучающихся должна быть сформирована учебная самостоятельность. Основной формой проявления является контрольно- оценочная деятельность.
Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки. Система контроля и оценки позволяет установить результат деятельности и определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний обучающихся, уровню их воспитанности и развития. Главная задача учителя- научить учеников самостоятельно оценивать свой труд.
Образовательная область «Окружающий мир» представляет широкие возможности для организации новых видов проверки знаний, умений и навыков, способов формирования универсальных учебных действий. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Обучение обеспечено УМК «Школа России», который предлагает следующие возможности для оценки планируемых результатов:
Внесены изменения в задания для формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
В учебники включены рубрики: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», В конце каждого урока, темы есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения», которая позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, расширяя сферу его познавательных действий. Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представленных в учебниках, значительное место занимают аналитические планы.
Аналитические планы — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение: формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля; увеличено число заданий, требующих умений работать в паре, - это дидактические игры, задания по поиску и сбору информации, выполнение которых предполагает распределение ролей, умение сотрудничать и согласовывать действия в процессе выполнения задания, а также число заданий, предполагающих взаимную проверку результатов выполнения тех или иных поставленных задач, что будет способствовать развитию коммуникативных учебных действий.
Организуя деятельность на уроке реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса – за счет выбора процедур, форм, содержания оценочной деятельности. Наиболее продуктивными являются интерактивные методы и приемы, используемые на уроках
окружающего мира: «Мозговая атака», «Ассоциативный куст», предугадывание, Синквейн, предвидение, «Незаконченное предложение», «Микрофон», «Пресс», «Займи позицию», «Ты мне – я тебе», «Чтение с пометками». Важным является организация работы с текстом учебника. Результативен приём «Мудрые совы». Учащимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения.
Азы работы над текстом. (найдите в тексте основные понятия и запишите их).
Ты уже знаешь последние новости? (выберите ту информацию, которую считаете для себя новой).
Известное и неизвестное. (найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна).
Что, не ждали? (выберите из текста ту информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и представлениям).
Главная жизненная мудрость. (постарайтесь выразить основную мысль тремя фразами. Какая из фраз является центральным высказыванием? Какие из фраз являются ключевыми?).
Поучительный вывод. (можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?).
Важные темы для обсуждения. (найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии).
Проанализируйте основную мысль в схемах, таблицах, графиках… (если это возможно по содержанию текста).
Формированию объективной самооценки способствуют приёмы: «Лесенка достижений», «Светофор», «Могу-не могу», «Три хлопка».
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика с момента поступления его в школу заводится «Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений)». В карту заносятся основные программные требования по учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе обучения (достижения).
Успехи фиксируются условными обозначениями: «+» - материал усвоен в полном объеме «-« - материал усвоен частично. Ученик понимает, что, если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат, превратить минус в плюс.
Раскрыть динамику личностного развития каждого ученика, отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане позволяет портфолио достижений. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы. Одна из серьезных задач обучения, которая может быть решена при использовании портфолио - развитие рефлексии школьника, как основы его дальнейшего индивидуального роста и развития.
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.