Познавательные способности младших школьников и особенности их формирования в младшем школьном возрасте - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 195
  • Скачиваний: 12

Познавательные способности младших школьников и особенности их формирования в младшем школьном возрасте

Лобусова Илона Сергеевна

3 курс специальности

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

ГАПОУ СО НТПК №1

Аннотация: статья посвящена анализу понятия «познавательные способности», проблеме развития познавательных способностей и особенностям их формирования у младших школьников.

Ключевые слова: познавательные способности, память, мышление, внимание, воображение, младший школьный возраст.

Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находить способы применения полученной информации на практике. Обучение - это сложный и многоуровневый процесс. Существует четыре основных аспекта, которые формируют познавательный процесс и отвечают за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение и внимание. В своей работе мы опирались на определения Р. С. Немова, который считает, что память-это процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком различной информации; мышление-это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением проблем, с творческим преобразованием действительности; воображение-это познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала, полученного в предыдущем опыте; внимание-это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на объекте.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно понимать, что ребенку дано природой и что приобретается под влиянием окружающей среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности является одной из задач обучения и воспитания, которая не может быть решена без познания и развития познавательных процессов. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая необходимые качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, закономерностей их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Такие ученые, как: Ю. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, А. Н. Соколов, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, С. Л. Занков также внес большой вклад в изучение и развитие познавательных способностей.

Представленные выше ученые разработали  различные теории и методики развития познавательных способностей. И теперь, чтобы успешно развивать познавательные способности младших школьников во внеурочной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Это невозможно без учета особенностей основных компонентов познавательных способностей младших школьников.

Одним из компонентов когнитивных способностей является память. Память является важным психологическим компонентом учебно-познавательной деятельности. Мнемическая деятельность в школьном возрасте становится все более осмысленной и произвольной. Показателем осмысленности запоминания является овладение студентом приемами и приемами запоминания. Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивает объем памяти, развитие памяти происходит неравномерно. Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении всего начального образования, но преобладание словесного материала в учебной деятельности быстро развивает у детей способность запоминать сложный, часто абстрактный материал. Непроизвольное запоминание сохраняется при высокой скорости развития произвольного запоминания.

В процессе обучения на начальном уровне школы «память ребенка становится мышлением». Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:

1. Возрастает роль вербально - логического и смыслового запоминания.

2. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать её проявления.

И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это связано с тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задания на запоминание.

Память детей младшего школьного возраста более организована и сознательна, чем у детей дошкольного возраста. Для младшего школьника характерно наличие некритической памяти, которая сочетается с неуверенностью в запоминании материала. Младшие школьники предпочитают дословное запоминание, пересказ. С возрастом память детей улучшается. Чем больше знаний, тем больше возможностей для формирования новых связей, тем больше навыков обучения, а следовательно, тем сильнее память.

У младших школьников сильнее развита зрительно-образная память, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, цвета, лица, факты и события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается много конкретного, фактического материала, который развивает зрительную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению на среднем уровне, необходимо развивать логическую память. Учащиеся должны запоминать определения, доказательства и объяснения. Обучая детей запоминать логически связанные значения, учитель помогает им развивать свое мышление

Развитию мышления в младшем школьном возрасте отводится особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим фактором в системе других психических функций, которые под его влиянием становятся понятными и приобретают произвольный характер.

Мышление младшего школьника находится на критической стадии развития. В данный период происходит переход от наглядно - образного к вербально - логическому, понятийному мышлению, что придает психической деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, но абстрактное, формально-логическое мышление еще не доступно обучающимся.

Монтессори говорит, что ребенок обладает «впитывающим умом». Он впитывает образы окружающего мира, создаваемые его чувствами, бессознательно и неустанно.

Взрослый должен создать среду, в которой он сможет найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

В младшем школьном возрасте внимание отбирает релевантные, личностно значимые сигналы из множества всех доступных восприятию и, ограничивая поле восприятия, обеспечивает концентрацию в данный момент времени на объекте (объекте, событии, образе, рассуждении). Преобладающим типом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое и необычное сильна в этом возрасте. Ребенок: еще не способен контролировать свое внимание и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

Внимание младшего школьника тесно связано с умственной деятельностью - учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на непонятном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают делать другие вещи. Нужно сделать трудное и непонятное простым и доступным для ученика, развить волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание. Произвольность познавательных процессов у обучающихся 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.

Так же кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Процессы торможения и возбуждения в коре больших полушарий сменяются у младших школьников достаточно быстро. Поэтому внимание младшего школьника характеризуется отвлечением внимания и легким переключением, что мешает сосредоточиться ему на одном объекте. Исследования распределения внимания выявили его связь с возрастом студента. К концу третьего года обучения студенты обычно имеют улучшенную и повышенную способность распределять и переключать внимание. Обучающиеся третьего класса могут следить одновременно за содержанием того, что они пишут в тетради, за своей осанкой, за правильностью письма, и за тем, что говорит педагог. Обучающиеся внимательно слушают учителя,  не на что не отвлекаясь.

Л. С. Выготский считает, что детский интерес приобретает исключительно педагогический характер как наиболее частая форма непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что внимание детей направляется и направляется почти исключительно интересами, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в обучении: фактически отсутствует интерес к тем занятиям, которые учитель предлагает в качестве обязательных.

В дальнейшем интересы учащихся дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательными в одних видах работы и рассеянными в других видах учебной деятельности .

Воображение и внимание тесно связаны между друг другом. Характерной чертой воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Например в игре дети используют различные игрушки, предметы дома и другое.  Без этого им тяжело создавать предметы и образы воображения.

Читая и рассказывая историю, обучающийся опирается на иллюстрацию, на конкретный образ. Без этого обучающийся не может представить себе или воссоздать описанную ситуацию.

В младшем школьном возрасте  так же происходит активное развитие воссоздающего воображения. У обучающихся младшего школьного возраста существует несколько типов воображения. Она может быть рекреативной (создание образа объекта на основе его описания), а так же творческой (создание новых образов, требующих подбора материала в соответствии с планом).

Основной тенденцией, возникающей в развитии детского воображения, является переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного сочетания идей к сочетанию логически обоснованных.

Воображение младшего школьника характеризуется также еще одной особенностью: наличием элементов воспроизводства, простого воспроизведения. Данная особенность детского воображения выражается в том, что в своих играх к примеру, они повторяют те действия и позиции, которые наблюдали у взрослых, разыгрывают те истории, которые переживали, видели в семье, в кино и другое.

С возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше, и появляется все больше творческой переработки идей.

Согласно исследованиям известного ученого Л. С. Выготского, младших школьник может воображать гораздо меньше, чем взрослый, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше контролирует их, а потому воображение в бытовом, культурном смысле этого слова, то есть то, что реально, вымышленно, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого. Однако не только материал, из которого строится воображение, беднее у ребенка, чем у взрослого, но и характер сочетаний, которые прилагаются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают сочетаниям взрослого. Из всех форм связи с действительностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка имеет ту же степень, что и воображение взрослого, только первую, а именно реальность элементов, из которых оно построено.

В. С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок уже может создавать в своем воображении различные ситуации. Формируясь в игровых заменах одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности.

Использованные источники:

1. Бугрименко, Е.А., Цукерман, Г. А. Способности человека. — М.: Педагогика, 2005. — 94с.

2. Джежелей, О. В. Формирование познавательных способностей. // Начальная школа — 1999. — № 1. С.33–38.

3. Львов М. Р. Развитие познавательных способностей [Текст] // Начальная школа — 1993.- № 1.- С. 21–26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1981. -400с.

4. Львов М.Р. Методика развития познавательных способностей. Пособие для учителей / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1985. – 114 с.

5. Тиникова Р.Н. Развитие познавательных способностей младших школьников / Р.Н. Тиникова. – Концепт, 2013. – С. 2 - 8.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: