Повышение потенциала математических дисциплин в экологическом образовании и воспитании - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: Владелец удалил файлы либо закрыл к ним доступ
  • Просмотров: 156
  • Скачиваний: 10

Актуальность темы: Постигая законы природы, человек становится все более могущественным. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно-технического прогресса. Но прогресс имеет свою теневую сторону. Возрастает ущерб, наносимый человеком природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов губительная для морской флоры и фауны пленка нефти, все меньше остается лесов. Более того, могущественный человек сегодня в состоянии уничтожить все живое на Земле. Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе.

Особое место в экологическом образовании занимает школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на этапе школьного обучения закладывается фундамент личности ребёнка, его отношения с природой и обществом. Именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка, потому что природа окружает его с первых дней жизни. Она даёт ребёнку массу впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать незнакомые явления.

Решая задачи экологического содержания, мы тем самым объединяем эмоциональное восприятие с рациональным. В результате мы научимся видеть красоту в математике и, более того, учимся вообще более глубоко чувствовать прекрасное. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Каждый курс может вносить вклад в формирование экологического сознания.

Объект: работа над задачами, обучение решению и анализу задач.

Предмет: обучение решению с помощью задач с экологическим содержанием.

Задачи:

  • выявить особенность отбора задач экологического содержания на уроках математики;
  • определить потребность экологического образования школьников;
  • изучить необходимую литературу, проанализировать учебники, программы нескольких авторов;

1. Задачи экологического содержания на уроках математики

1.1. Критерий отбора и результативности включения задач с экологическим содержанием

Математические задачи с экологическим содержанием могут быть классифицированы по:

1) содержимому признаку:

- информационные задачи несущие определенную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой.

- практически направленные задачи содержащие описание способов определения или оценки величин на местности, в окружающем пространстве.

- прикладные задачи- в содержании которых имеется постановка некоторой проблемы, разрешение которой возможно осуществить методами математики. Проблема, поставленная в задаче, должна иметь экологическую направленность.

- исследовательские задачи, целью которых является выявление математических закономерностей в природных явлениях, процессах.

2) способу воздействия при формировании экологической культуры:

- демонстрационные задачи, в которых дано описание памятников культуры, законов строения природных объектов.

- проблемные задачи, в которых рассматривается какая-либо проблема, имеющая экологическую направленность, и указываются возможные пути ее решения.

- указательные задачи, в которых имеется указание некоторой экологической проблемы без демонстрации пути ее решения.

Излагая методику использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в школе, следует придерживаться их классификации по цели и назначению на уроке. Задачи с экологическим содержанием могут быть использованы как:

а) задачи, мотивирующие введение понятия.

б) задачи, готовящие к изучению понятия на содержательном уровне.

в) задачи, иллюстрирующие введенное понятие.

г) задачи, закрепляющие введенное понятие на стадии его усвоения.

д) задачи, демонстрирующие применение сформированного понятия.

е) задачи, позволяющие установить связи этого понятия об изученном ранее.

Следует отметить, что в отдельной теме не всегда используется задачи всех указанных классов, а лишь в тех случаях, когда это целесообразно и имеются соответствующие примеры.

1.2. Экологическое образование, развитие и воспитание на уроках математики

Стратегия развития системы экологического образования в Казахстане на современном этапе в значительной мере обусловлена изменениями научных парадигм, что, в свою очередь, приводит к расширению сферы компетенции математики как научной дисциплины. Как следствие, появляются новые объекты исследования внутри сложившихся дисциплин, а также происходит выделение междисциплинарных программ исследования с применением новых информационных технологий.

Проведенный анализ современного состояния экологического образования и подготовки будущих учителей в области математики и информационных технологий позволяет сделать вывод о недостаточной оценке мировоззренческого потенциала таких учебных дисциплин, как «экология», «математика» и, а так же необходимость комплексного подхода к проблемам формирования экологической и математической культуры будущего учителя.

Особое значение этот подход к образованию приобретает в педагогических вузах, поскольку именно выпускники этих учебных заведений впоследствии формируют экологическую культуру личности в рамках различных образовательных процессов в школе.

Как показал анализ образовательной практики функционирования большинства педагогических вузов, информация, получаемая студентами в рамках введенных курсов по экологии, носит отрывочный или узкоспециальный характер, причем междисциплинарный контекст экологии и математики практически полностью игнорируется. При этом можно сделать вывод о наличии существенных противоречий между состоянием теоретического знания и запросами образовательной практики педагогической школы.

Решение назревших экологических проблем связано, в том числе, и с повышением статуса экологического образования при обучении математике на всех ступенях (школьном, вузовском и послевузовском). Во всех звеньях этой непрерывной образовательной цепи в настоящее время продолжают быть актуальными задачи определения его содержания, разработки научно обоснованных организационных форм и методов педагогической деятельности, направленной на формирование у будущих учителей математики определенного уровня экологической культуры личности. В этой связи необходимо определить междисциплинарный контекст экологии и математики на основе анализа их роли и значения в процессе формирования современной научной картины мира в педагогическом вузе, разработать методы формирования экологической культуры будущих учителей математики.

Цели развития экологической культуры личности в процессе обучения математике должны быть достигнуты в той степени, чтобы выпускник мог и желал их самостоятельно реализовывать в трудовой деятельности, быту и повседневной жизни, должен иметь устойчивую потребность и навыки самостоятельной рациональной практико-экологической деятельности и поведения в природе.

Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности должно идти постепенно, в процессе изучения отдельных разделов математики. Экологизация курса математики будет «работать» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение качества математического образования за счет повышения интереса к изучению математики. Отсюда следует, что задачи экологизации математики должны согласовываться с общими принципами экологического образования (дисциплина, целостность окружающей среды, единство мышления и действия).

Введение экологических аспектов в математику, как показывают наблюдения, не является простым делом. Это требует от преподавателя новых знаний, изменения сложившихся стереотипов мышления и преподавания, разработки новых методик и курсов и тому подобное. В процессе работы приходим к выводу, что на многих занятиях в процессе изучения математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также будет содержаться компонент обязательной программы по математике.

При этом математика остается одним из предметов, который пока недостаточно связан с процессом экологизации, а между тем эти науки тесно переплетаются. Например, материал по экологии может осознаваться и усваиваться учащимися в процессе рассмотрения задач, решение которых можно представить на персональном компьютере в виде презентации в процессе занятия. Также решение подобных задач можно осуществить в различных табличных процессорах персонального компьютера, что, в свою очередь, позволит повысить интерес к изучаемому материалу со стороны учащихся.

Предлагаю пример экозадачи, который можно использовать в процессе изучения математики:

Задача № 1. (приложение 1(презентация))

1.3. Задача как средство экологического воспитания учащихся (тематика задач с экологическим содержанием)

Экологическая культура - это существенная часть общей культуры современного человека, включающая весь накопленный обществом опыт природопользования, знание об оптимальных способах взаимодействия с природой, закрепляемые и передаваемые поколениями. Основная концепция экологической культуры проявляется в единстве экологических знаний, экологического сознания, экологической деятельности. Под экологическими знаниями понимаются знания, определяемых познавательными интересами школьника, включающие в себя конкретные сведения и философско-мировоззренческие обобщения, нацеленные на раскрытие закономерностей взаимодействия общества и природы. Задачами экологии на современном этапе являются поиск новых путей сосуществования человека и природы, изучение философских, социальных, экологических, образовательных и других проблем, стоящих перед обществом. При преподавании математики в основной школе имеется возможность продемонстрировать взаимосвязи между понятиями, принятыми в различных областях знаний, и процессами, протекающими в природной среде, в человеческом обществе.

Учитывая структуру и содержание современной экологии, опираясь на концепцию реализации идей развивающего и воспитывающего обучения в школе и на определение мировоззрения, как нравственной категории, можно выделить тематические направления, которые могут служить основой для подбора математических задач с экологическим содержанием:

1.влияние внешних факторов окружающей среды на функционирование организма человека и его здоровье.

2.человек и его взаимодействие с окружающим миром живой и неживой природы.

3.экосистема и место человека в ней.

4.возможности эстетического воздействия на формирование личности школьника.

5.пути познания свойств окружающих предметов и явлений. Использование выделенных свойств этих предметов и явлений в повседневной практической деятельности человека.

6.присутствие законов природы в жизни человека.

Эти направления связаны между собой общей мировоззренческой позицией, направленной на формирование экологической культуры школьников. Для того чтоб, во-первых, показать, что система математических задач с экологическим содержанием представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой элементов, во-вторых, найти эффективный аппарат для составления задач с экологическим содержанием и обосновать возможность внесения соответствующего вклада в формирование экологической культуры школьников при использовании таких задач в обучении математике в основной школе. Для каждого выделенного тематического направления существует достаточное количество задач с экологическим содержанием по различным темам курса математики основной школы.

Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием различной направленности, которые составлены учащимися и успешно применяются на уроках. Это задания направленные на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. После каждой задачи предлагаются небольшой комментарий или вопросы для обсуждения, в ходе дискуссии у учащихся формируется экологическое сознание.

Решения их элементарны, но формулируются они так, как возникают на практике, т.е. с недостающими или с лишними данными. Поэтому значительная часть урока уходит на объяснение и разбор содержания задач. Хотя в чистой математике при счете и вычислениях это не играет роли. Но при изучении предмета математика, тем более при начальном изучении, понимание содержания задачи принимает определенное значение и является основой для развития способностей к обучению учащихся 5-6 классов.

Задачи.

1. 36 млн. тонн вредных веществ выбрасывается за год автомобильным транспортом. Особенно опасны машины с дизельным двигателем, на саже адсорбируется бензопирен (канцероген). За 1 час работы двигателя "КаМаз" на холостом ходу выбрасывается в воздух 87 г окиси углерода, 120 г окиси азота, 7 г углеводородов. Определите, какое количество вредных веществ попадает в атмосферу за 1 час, если возле предприятия на холостом ходу работают 100 двигателей стоящих там автомашин?

2. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана? (12 лет, на 10лет).

3. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? Сколько литров воды проходит через очистительные сооружения за час?

4. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?

5. Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?

6. За час ночной охотник - летучая мышь – может съесть 165 малярийных комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за месяц?

При решении экозадач у школьников вырабатывается:

· Умение применять в жизни числа, рассуждать о проблемах экологии и решать текстовые задачи на уроках;

· Экологическое воспитание школьников вырабатывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;

· Развивает интерес к уроку и усиливает значение экологии в жизни человека.

В ходе проведенного эксперимента подтверждена гипотеза исследования, о том, что использование задач с экологическим уклоном способствует развитию общей культуры, повышает математические, экологические и экономические знания школьников. Использование экозадач является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества.

2. Изучение и применение задач с экологическим содержанием на уроках математики

2.1. Развивающие и обучающие задания на экологическую тему для уроков математики

В брошюрах, журналах, в других СМИ можно найти большое количество различных методических пособий для уроков математики. Представлю несколько таких заданий для проведения мероприятий, занятий по математике на экологическую тему.

Из основных элементов курса математики наибольшими возможностями для экологического воспитания обладают текстовые задачи. Сюжеты задач о посадке зеленых насаждений и уходе за ними, заготовке кормов для домашних животных и зимующих птиц, выращиванию растений на пришкольном учебно-опытном участке, оказание помощи совхозу в уборке урожая и т.п. предусмотрены программой математики.

На примере решения таких задач возможно формирование ответственного отношения к объектам природы, стремления к участию в работе по благоустройству природного окружения. Необходимая основа для проведения этой работы заложена в содержании текстов задач действующих учебников математики. Однако целесообразно организовать составление задач экологической тематики, связанных с охраной природы родного края, с конкретными примерами трудовой деятельности их родителей или самих учащихся.

В процессе обучения математике учащиеся 5-6 классов приобретают математические понятия, отражающие свойства объектов материального мира. К таким понятиям, например, относятся длина, площадь, объем и др. Сознательному усвоению понятия «Площадь» будет способствовать и решение таких задач типа.

Пример 1.

Площадь поля, засеянного пшеницей 100 гектаров. Посчитайте:

а) массу семян, которыми надо засеять поле, если норма посева ...т семян;

б) планируемый сбор зерна с этого участка, если урожайность предполагается ...ц с 1 га;

в) время, которое предполагается затратить на уборку урожая.

Данные, необходимые для решения задачи, ученики узнают у родителей.

Таблица 1

Сельскохозяйственная культура, сорт.

Площадь, га

Урожай-ность ц с 1 га

Урожай со всей площади,

ц

Пшеница

Овес

Рожь

100

390

102

24

27

28

2400

10530

2856

Этими же данными можно воспользоваться при ведении понятия «Переменная». Полезно предложить учащимся следующие упражнения.

Пример 2.

1) Определить ежедневную норму выработки урожая, если предполагаемый урожай и продолжительность уборки 30 дней, известны.

N – весь урожай,

n – ежедневная норма выработки урожая.

N=30 n

15716= 30n N= 523(ц)

2) Сколько рейсов должна сделать машина, если за 1 рейс она перевозит 4 т зерна каждого сорта?

1) рожь 2856ц=286т; 2) пшеница 2400ц=240т; 3) овес 10530ц=1053т

N=4m N=4n N=4n

286=4m n=240/4 m=263/30

M=286/4 n=60/30 m=263 рейсов

n=2 рейсов

3) Сколько рейсов должны сделать машины ежедневно, чтобы убрать урожай каждого сорта зерна в месячный срок, если общее количество рейсов известно.

М – общее количество рейсов,

m – ежедневное количество рейсов.

1) рожь- 90 рейсов 2) пшеница -60 рейсов 3) овес – 270 рейсов

M=30m M=30m M=30m

m=90/30 m=60/30 m=270/30

m=3 m=2 m=9

Развитие у школьников способности высказывать различные суждения – научное, нравственное и эстетическое, формирует умение оценивать экологические ситуации посредством математических знаний.

При изучении темы 5-го класса «Проценты» решаются задачи с экологической тематикой местного значения. Приведем примеры двух типов задач.

Примеры:

I тип задач:

Площадь лесов нашего района 5300 км2. Найдите занимаемые площади:

а) если береза составляет 48%;

б) если сосна составляет 45% площади ?

II тип задач:

Определите всю биомассу озера Шалкар:

а) годовая биомасса водорослей, равная 37 т, составляет 70%;

б) годовая биомасса животных, равная 7 т составляет 30%.

Постоянное обращение к понятию математических моделей природных процессов, как к продолжению развития линии функциональных зависимостей и их интерпретация с точки зрения экологии обеспечивает интеграцию знаний из разных областей науки, глубину и прочность знаний.

Обращаясь к математическому содержанию таблиц, графиков, учитель развивает у школьников умения устанавливать связи и отношения, использовать все функции причинности: объяснительную, обобщающую, прогностическую.

Решение задачи будет воспитывать тогда, когда учитель приучит школьников видеть за каждым числом труд своих родителей, формулировать экологические проблемы, пробуждает мотивы к природоохранным действиям и тем самым формирует экологические убеждения.

В соответствии с поставленными задачами и содержанием обучения в нашей практике оптимальными формами учебных занятий являются уроки комплексного применения ЗУН учащихся, уроки систематизации и обобщения знаний, уроки проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся.

Повышению уровня экологического воспитания способствуют активные формы обучения. Они направлены на развитие творческого мышления учащихся, на более полное раскрытие интеллектуального потенциала личности, расширение кругозора и других индивидуальных качеств учащегося.

Принципиальная особенность уроков, направленных на формирование экологической культуры школьников – ориентация на интеграцию знаний поиск эффективных организационных форм обучения межпредметного характера.

Такие нестандартные формы обучения как уроки-аукционы, уроки-ринги, уроки лабораторных работ включают в себя экологические паузы – воспроизведение элементов традиций и обычаев, экологических проблем по условиям заданий к теме урока.

Эти задания преследуют различные цели в каждом конкретном случае. В процессе выполнения задания осуществляется смена деятельности, что способствует предупреждению или снятию утомления.

Следующей формой обучения являются творческие домашние задания- самостоятельные исследования по составлению таблиц графиков реальных процессов, по поиск материалов межпредметного характера. Опыт показывает, что при получении домашнего некоторые учащиеся обращаются к нужной литературе, справочникам, к общественным организациям. Тем самым добиваемся главной цели: ученик добровольно добывает знания. Изготовленный силами учащихся, родителей дидактический материал такого рода экономит время и силы учителя.

При выборе методов необходимо руководствоваться дидактическими принципами оптимального сочетания их в процессе обучения. Определяющее значение при выборе сочетания методов имеют задачи обучения. Так как методическая проблема методического объединения учителей математики выдвигает на первый план задачу развития мышления школьников, то этому посвящены и избираемые сочетания методов и каждый из них.

Метод рассказа больше влияет на развитие школьников, если рассказ вести так, чтобы выводы и определения вытекали из соответствующих посылок, чтобы учитель во время рассказа ставил вопросы, сравнивал противоположные точки зрения, заставляя учеников тем самым мысленно рассуждать вместе с ним, учиться доказывать положения, сравнивать явления.

Чтобы беседа будила мысль, она должна в первую очередь опираться на вопросы, позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и т.д.

Развивающие возможности демонстрационных методов помогают достичь сущность явления. Именно такую роль играют таблицы, графики реальных природных процессов, которые отражают эволюцию тех или иных явлений, зависимость свойств явления от какого-либо фактора и т.д. Очень полезными оказываются плакаты, где показаны схемы. Они помогают не просто показывать учащимся ту или иную формулу, объект, но и возбудить их мысль, поставить перед ним вопрос. Такую задачу выполняют плакаты программированного типа, плакаты – дидактические игры на обобщение явлений и установление аналогий, типичных ошибок.

Выбор метода зависит еще от содержания материала.

Учет возможностей по интеллектуальным особенностям, навыкам учебного труда определяется сочетание методов организации, симулирования и контроля в поцессе обучения. Так как класс с углубленным изучением математики, большинство учащихся может учиться на уровне усвоения выше среднего. Этот уровень требует увеличения доли самостоятельной практической работы с учебным материалом, а также превалирования рассказа и лекции над беседой.

Разнообразие методов, умелое их сочетание позволяет:

1) подключить к усвоению знаний все виды чувственного восприятия – и зрительное, и слуховое, что делает восприятие эффективнее.

2) обеспечивает активное восприятие учебного материала учащимися с разными типами памяти и мыслительной деятельности.

3) вследствие эффекта новизны активизирует познавательную деятельность, вызывает познавательный интерес.

4) позволяет обучаемым раскрыть свои возможности способности.

На базе сочетания различных методов обучения создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьников. При этом должна быть соблюдена мера разнообразия.

В учебниках математики много задач с экологическим содержанием, однако, при решении задач внимание учителя и учащихся направлено на выбор действия, посредством которого решается данная задача и учащиеся не видят в ней экологической морали. Поэтому нужно стараться показать, что решение связано с реальными жизненными ситуациями.

Учитель должен не только давать готовые текстовые задачи, но и учить ребят самим составлять условия, используя при этом полезные и интересные материалы, что способствует развитию познавательного интереса и разностороннему ознакомлению с природой.

Для того, чтобы развивать нравственное, бережное отношение детей к природе, любовь, сопереживание, жалость и воспитание чувства ответственности за будущее нашей планеты учителю предстоит самостоятельно готовить задачи и необходимую информацию экологического содержания.

2.2. Взаимосвязь предметов экологии и математики

В начальной школе дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Этому способствует, на мой взгляд, объединение собственно математического содержания с проблемой экологии и защиты окружающей среды.

Роль математики в обучении и развитии мышления и познавательной активности трудно переоценить. Благодаря прикладной особенности математический аппарат используется при изучении различных предметов, что способствует их глубокому усвоению. При этом активизируется учебная деятельность школьников, в процессе которой они овладевают методами познания, расширяется их кругозор и формируется научное мировоззрение.

Математика создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. Текстовые задачи имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.

Глупо отвечать на вопрос, который не поняли, скучно работать для цели, к которой нет стремления. Такое часто встречается как в школе, так и за ее пределами, однако учителю следует стараться предотвратить это своем классе. Ученик должен не только понять задачу, но и решить ее. Если ученику не хватает понимания и интереса к задаче, это не всегда его вина. Задача должна быть умело выбрана: не должна быть слишком трудной или слишком простой, должна быть естественной и интересной, при чем, некоторое время нужно уделить для ее интерпретации.

Необходимо формировать у школьников экологическую культуру, правильное поведение с животными и растениями. Экологические знания помогают школьникам осознать важность сохранения окружающей среды, формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание и жалость, и воспитание чувства ответственности за будущее нашей планеты. С помощью разнообразных заданий изучая математику, школьники одновременно познают окружающую нас природу и учатся ее охранять. Такой подход способствует тому, что изучение математики становится более занимательным, а значит более результативным. Появляется мощный стимул активности - это интерес. Именно в интересе появляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы. И поэтому необходимо научить ребят понимать природу не как набор разносторонних объектов и явлений, а как сложную взаимосвязанную систему. Сочетание исследовательской деятельности с проведением экологического праздника и природоохранных акций, использование экологических знаний на разных предметах помогает детям обрести новое видение предметной области.

Становление у школьника эстетических взглядов на природу и этики по отношению к ней, воспитание чувства личной ответственности за состоянием природных ресурсов и разумного взаимодействия людей с ними, словом, экологического сознания - является важной составной частью воспитания подрастающего поколения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования теоретического материала по теме и реальной возможности его реализации на практике можно сделать вывод о том, что на основе анализа необходимой литературы по теме, показаны возможности использования элементов экологических знаний в преподавании математики. Выделен набор знаний о природе, человеке, окружающем мире предметов и явлений, связанных с экологическими проблемами современности.

В работе дано обоснование возможности построения системы математических задач с экологическим содержанием, предназначенной для использования на уроке, доказана необходимость и возможность включения задач с экологическим содержание в школьное математическое образование. Представлены конкретные рекомендации, которые помогут учителю в достижении цели воспитания экологической культуры учащихся. Анализ информации по данной теме позволяют сделать вывод о том, что использование задач с экологическим содержанием в преподавании курса математики в школы предоставляет возможность: воспитывать у учащихся экологическую культуру; создавать в их сознании целостной картины мира; формировать представления о математическом моделировании; выявлять связи между математическими понятиями и окружающей реальностью; повышать интереса к предмету математики.

Решение задач с экологическим содержанием влияет в целом на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени способствует развитию исследовательских навыков.

Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и формирование представления о роли математики в решении экологических проблем. Воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха).
Одним специалистам в области естественнонаучных дисциплин с задачами экологического образования не справиться. Это слишком серьёзная проблема. Она - касается каждого! Ведь цель устойчивого развития - выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого гражданина в отдельности. А потому мы все сообща (несмотря на предмет, который преподаём) должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много... Главное - результат!

Список литературы:

1. Л.П. Викторова «Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников.» Дис-сертация на соискание доктора педагогических наук. М., Просвещение, 2002. -387 с.

2. Т.В. Игнатьева, А.А. Вохмянина «Программа общеобразовательных учреждений». М., 2001г.- 317с.

3. Д.О. Логофет «Что такое математическая экология» гл. 1. Общие вопросы моделирования. М., Наука, 1981. - 8-17 с.

4. Ю. Одум «Основы экологии» М., Мир, 1975. - 740 с.

5. Д. Пойа «Как решать задачу». Львов, 1991. - 212с.

6. Ю.М. Свирижев «Моделирование окружающей среды и проблема недостатка информации» гл. 1. Общие вопросы моделирования. М.: Наука, 1981. – 17-31с.

7. Л.М. Фридман «Теоретические основы методики обучения математике» Пособие для учителей, методистов и высших учебных заведений. М., 1998 - 208с.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: