Поиск эффективных способов взаимодействия современных родителей и школы - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 93
  • Скачиваний: 7

Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания
учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка,
жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства.
В. А. Сухомлинский.

Но в этом, таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Существуют некоторые особые обстоятельства, определяющие противоречивость и сложность отношений учителей с родителями учащихся. Любовь родителей к своему ребенку, будучи чрезвычайно сильным чувством, делает их взгляды на поступки и требования учителей очень субъективными. Надо учесть, что серьезной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения школьников. Дети, как правило, подробно рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, так как в детском восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда он понимает их обоснованность. В этих случаях исходящая от детей информация приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиции педагога, мешает установлению взаимопонимания семьи и школы. Родительские чувства являются одним из самых могучих человеческих инстинктов. Они проявляются, прежде всего, в заботе о ребенке, в стремлении к его физической и нравственной защите. Всякое отрицательное действие, недоброжелательность, равнодушие или бестактность учителя вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к школе, вплоть до раздражения и гнева. (1)

Такую переписку родителей можно встретить на просторах Интернета. Познакомьтесь, пожалуйста, что говорят родители про учителей города Углича.

       
       

Это всего лишь один из примеров, где родители позволяют себе публично обсуждать учителей. Это поколение современных родителей, с которыми нам необходимо выстраивать взаимодействие. Это и есть один из новых вызовов времени в условиях, которых учитель должен научиться по-новому, выстраивать взаимодействие с учениками и их родителями.

С целью улучшения сотрудничества между педагогами и родителями, и в поиске современных приемов взаимодействия  мы провели анкетирование родителей учащихся 5-х, 8-х, 10 и 11 классов. Им были предложены анкеты «Взаимодействие родителей и школы» и «Характер взаимоотношений между педагогами и родителями». В данном опросе приняли участие 150  человек.

Результаты анкетирования следующие:

  • 97% опрошенных родителей доверяют классному руководителю сына или дочери;
  • 98,7% считают, что в нашей школе отношения между учителями и родителями доброжелательные;
  • 74,3% родителей согласны с тем, что их требования совпадают с требованиями педагогов ребенку;
  • родители считают, что школа по отношению к семье должна: давать необходимые и качественные знания для дальнейшей жизни; оказывать помощь в информировании о детях,  воспитывать, держать в курсе событий, вникать в проблемы детей и помогать их решать;
  • свои обязанности по отношению к школе родители видят в том, чтобы контролировать поведение детей и выполнение домашнее задание, помогать в организации мероприятий, реагировать на требования педагогов;
  • школа может в лице классного руководителя, педагогов, администрации своевременно информировать родителей о возникающих проблемах у детей, привлекать специалистов (психологов) для решения возникших проблем, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • 80% опрошенных родителей считают, что они не могут влиять на принимаемые классными руководителями и педагогами решения, 10% - предлагают эти решения принимать в диалоге с родителями, остальные не ответили на данный вопрос.
  • по мнению родителей, понятие «взаимодействие родителей и школы» включает в себя: деятельность по решению проблем успеваемости и поведения детей и проведение совместных школьных праздников, проектов и других мероприятий;
  • на вопрос «Что Вы можете предложить по улучшению взаимодействия школы с родителями» поставили прочерк или ответили, что не знают как – 70% респондентов, остальные предложили проведение совместных мероприятий и предложение общаться с учителями через социальные сети, чтобы по мере необходимости родители могли бы задавать вопросы и получать на них ответы.

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что родители относятся к педагогам позитивно, надеются на их помощь и понимание, возлагая на школу большую долю ответственности за воспитание своих детей. Их понимание взаимодействия сводится к проведению совместных мероприятий и реализацию социальных проектов. Это мы решили взять за основу для вовлечения родителей в активную учебно-воспитательную деятельность через применение как традиционных, так и современных коммуникативных методов:

  • круглый стол;
  • тематические родительские лектории;
  • групповые и индивидуальные беседы;
  • индивидуальные и тематические консультации специалистов, тренинги, в частности психолога по интересующим вопросам;
  • уроки-консультации для родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • создание страницы на сайте школы для размещения материалов по вопросам воспитания детей;
  • создание закрытых классных групп в социальных сетях для решения текущих вопросов.

Характеристика форм взаимодействия

В работе с родителями мы часто используем одну из форм общения – «Круглый стол». Эта форма относится к нетрадиционной.

«Круглый стол» - это современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке по заранее заявленной теме. 
Цель - добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией  в совместной деятельности.

Структура проведения

Подготовительный этап:

  • определение темы и цели круглого стола;
  • подбор участников;
  • планирование содержательной части;
  • планирование организационных вопросов и технической стороны;
  • подготовка презентации, статьи участниками.

Основной этап:

  • выступление ведущего;
  • обсуждение проблемы;
  • выступление участников;
  • подведение итогов.

Предварительная работа: оформление информационного листа о планируемом круглом столе; доклад воспитателя на тему; домашнее задание – подготовка презентация, статьи участниками круглого стола.

По нашему мнению круглый стол как один из видов нетрадиционной работы с родителями является наиболее эффективным. Используя  этот способ работы можно выстроить подлинное доверие и партнёрство в работе с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества с родителями. Данная форма работы предоставляет возможность наладить тесное взаимодействие с родителями, освещая разные воспитательные вопросы. Как правило, на таком мероприятии происходят плодотворные обсуждения с родителями, всесторонне рассматриваются различные вопросы и вырабатываются совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые вопросы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.

При организации и проведении данной формы необходимо соблюсти несколько правил:

  • время проведения «круглого стола» не превышать 40 минут;
  • привлечь как можно больше родителей;
  • обговаривать с родителями время их выступления;
  • дать высказаться каждому из родителей.

Тематические родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка. Таким образом, воспитание родителей на сегодняшний день - одна из важнейших задач в работе, стоящая перед педагогами, работающими в школе.

Важной задачей в работе с родителями является повышение их родительской компетентности, повышение их коммуникативной культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними «общий язык». Поэтому в работе по психологическому сопровождению школьников цель просвещения и консультирования родителей – это создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации сотрудничества и реформирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Психологическое просвещение родителей проходит через: групповое или индивидуальное консультирование.

Консультация – форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. 
Примерные темы:

  1. Ребенок не хочет учиться.
  2. Как развить плохую память ребенка.
  3. Единственный ребенок в семье.
  4. К чему может привести тревожность детей и др.

Подготовка к консультации:

  • наметить тему, план;
  • подготовить содержание, наглядность;
  • продумать место и время;
  • заранее пригласить родителя;
  • сформулировать рекомендации.

Групповые консультации. 
Цели и задачи. Способствовать усвоению родителями определённых знаний, умений. Оказывать родителям помощь в разрешении проблемных вопросов. Конкретизировать и углублять знания родителей, полученных на общих и групповых собраниях. Давать родителям новые знания, расширять их педагогический кругозор. 
Формы консультаций: 
   - доклад;

- дискуссия по проблеме;

- беседа;

- выступление специалиста (врача, юриста, учителя и других);

- обмен опытом;

- просмотр видеоматериалов, обмен мнениями, выводы. 
Практикум – форма организации практической помощи родителям; один из путей повышения педагогической грамотности родителей. 
Цели и задачи: рассказать и показать способы, приёмы воздействия на ребёнка с целью повышения качества обучения  и воспитания школьников. 
Подготовка к проведению практикума.

  • провести диагностику, опрос родителей по теме практикума.
  • изучить уровень сформированных навыков и умений у каждого ребёнка.
  • Вести дневник наблюдений за детьми по усвоению программных требований.

На основе наблюдений и диагностики составить план практикумов, составить памятки и задания для родителей. За 1-2 недели предупреждают родителей (всех или подгруппу) о проведении практикума на определённую тему. Подготовить конверты с индивидуальными заданиями, памятки. 
Проведение практикума.

  1. Вступительное слово педагога: объяснение актуальности темы, знакомство с целями и задачами, программными требованиями, практической значимостью темы для родителей и их детей.
  2. Практический показ:
  • просмотр родителями фрагмента урока или занятия;
  • проведение фрагмента урока или занятия непосредственно с родителями (родители исполняют роль детей);
  • просмотр видеоролика.
    1. Анализ увиденного, услышанного, совершённых практических действий и обмен мнениями.

По завершению практикума каждый из присутствующих получает конверт с индивидуальными заданиями, в которых указаны конкретные игры, упражнения. Их следует провести дома с дошкольником в зависимости от уровня сформированных умений и навыков ребёнка. В конверт вкладывается памятка с перечнем методов и приёмов обучения и воспитания. 
Сейчас активно применяются на практике новые формы сотрудничества образовательных организаций с родителями. Особенно актуальны в наши дни интернет технологии, которые отвечают требованиям современной жизни. Рассмотрим одну из них - социальную сеть Вконтакте, которая для многих родителей и педагогических работников стала популярной формой взаимодействия и общения. Данный сетевой проект является первым по популярности в Российской Федерации.

Задачи:

  • повысить качество работы с родителями;
  • популяризовать деятельность педагога;
  • минимизация времени и удобство доступа родителей к информации;
  • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы, видеоматериалы и аудиоматериалы;

Взаимодействие в Вк можно начать с создания закрытой группы, куда смогут вступить педагоги, родители и специалисты ОУ. У создателя/администрации группы в сети есть различные возможности привлечения родителей к общению друг с другом: публикация результатов творческой деятельности детей; размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого – педагогическую литературу и педагогические сайты. На странице группы родителям дается возможность обсудить те или иные вопросы, касающиеся жизни класса, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам. Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка.

После того, как сетевое общение приобретает стабильный и целенаправленный характер, появляется четкая обратная связь, педагог совместно с родителями может усложнять формы взаимодействия: онлайн – консультации, онлайн – анкетирование и другое. Данные формы взаимодействия родителей и педагога укрепят непосредственное общение сторон. Именно поэтому организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из интересных и неформальных форм работы, которая на практике показывает положительный результат и вызывает в последнее время заслуженный интерес и у педагогов и у родителей.

Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: