Развитие профессиональных компетенций педагога
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».К.Д.Ушинский
Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
На современном этапе модернизация образования также предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности.
Впервые понятия «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ» стали использоваться в США в сфере бизнеса 70-х годах прошлого века. Это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника (позднее качества стали называть компетенциями).
Изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, связанным с конкретной профессиональной деятельностью, т.е. противопоставлялись понятию «квалификации», компетенции рассматривались как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешную реализацию.
В российской педагогической науке и практике понятиями «компетентность» и «компетенция» стали оперировать лишь в конце 90-х гг. XX в. Исходя из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» был предусмотрен переход на компетентностный подход в образовании. Главным результатом образование являются уровни компетентностей как предметных, так и широких ключевых.
Компетенция - круг вопросов в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав. Компетенция - это требования.
Компетентность - осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем – либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Компетенция - это требования
Компетентность - это проявление этих требований.
В настоящее время проблематика компетенций попала в образование и заняла в нём ведущее место.
Профессиональный стандарт педагога - вступает в силу с 1 января 2017 года.
Документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.
Основная задумка это:
- инструмент регулирующий стратегию образования в меняющемся мире;
- инструмент повышения качества образования;
- основа для формирования трудового договора, фиксирующий отношения между работником и работодателем;
- объективный измеритель квалификации педагога.
Педагог обязан самостоятельно, не дожидаясь указаний сверху, меняться адекватно ситуации. Новые стандарты призваны не ограничить педагога определёнными табу, а наоборот — расширить его степень свободы, повысить инициативу.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный
процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Основные пути развития профессиональной
компетентности педагога
- Повышение квалификации.
- Аттестация.
- Самообразование педагогов.
- Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер – классов.
- Владение современными образовательными технологиями.
- Овладение информационно – коммуникативными технологиями.
- Участие в конкурсах, исследовательских работах.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимопосещениеуроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока.
Задачами управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов являются:
- сбор информации;
- анализ полученной информации;
- планирование;
- регулирование управления развития профессиональной компетентности учителя.
С введением ГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическими объединениями, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях, во внеклассной работе.
В создании системы методической работы важную роль играет диагностика.
Процесс самообразования педагогов
стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- систематическое повышение квалификации;
- изучение современных психологических и педагогических методик;
- участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
- просмотр телепередач, чтение прессы.
- знакомство с педагогической и методической литературой.
- использование интернет – ресурсов;
- демонстрация собственного педагогического опыта;
- внимание к собственному здоровью.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями:
- апробация учебников нового поколения,
- внедрение ФГОС НОО,
- освоение современных педагогических технологий,
- социальное проектирование,
- создание индивидуальных педагогических проектов.
В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт.
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества профессионального образования в целом.
«Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». Франсуа де Ларошфуко