Развитие профессиональных компетенций педагога - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 139
  • Скачиваний: 3

Развитие профессиональных компетенций педагога

 

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».К.Д.Ушинский

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов.

          Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

На современном этапе модернизация образования также предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности. 

Впервые понятия «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ» стали использоваться в США в сфере бизнеса 70-х годах прошлого века. Это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника (позднее качества стали называть компетенциями).

Изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, связанным с конкретной профессиональной деятельностью, т.е. противопоставлялись понятию «квалификации», компетенции рассматривались как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешную реализацию.

    В российской педагогической науке и практике понятиями  «компетентность» и «компетенция» стали оперировать лишь в конце 90-х гг. XX  в. Исходя из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» был предусмотрен  переход на компетентностный подход в образовании. Главным результатом образование являются уровни компетентностей как предметных, так и широких ключевых.

Компетенция - круг вопросов в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав. Компетенция - это требования.

 Компетентность - осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем – либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Компетенция - это требования

Компетентность - это проявление этих требований. 

В настоящее время проблематика компетенций попала в образование и заняла в нём ведущее место. 

Профессиональный стандарт педагога -  вступает в силу с 1 января 2017 года. 

Документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.

Основная задумка это:

- инструмент регулирующий стратегию образования в меняющемся мире;

- инструмент повышения качества образования;

- основа для формирования трудового договора, фиксирующий отношения между  работником и работодателем;

- объективный измеритель квалификации педагога.

Педагог обязан самостоятельно, не дожидаясь указаний сверху, меняться адекватно ситуации. Новые стандарты призваны не ограничить педагога  определёнными табу, а наоборот — расширить его степень свободы, повысить инициативу.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески  мыслящую,  конкурентно способную  личность  учителя.

    Развитие профессиональной компетентности – это динамичный

процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

          Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

Основные пути развития профессиональной

компетентности педагога

  • Повышение квалификации.
  • Аттестация.
  • Самообразование педагогов.
  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер – классов.
  • Владение современными образовательными технологиями.
  • Овладение информационно – коммуникативными технологиями.
  • Участие в конкурсах, исследовательских работах.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимопосещениеуроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока.

Задачами управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов являются:

 

  • сбор информации;
  • анализ полученной информации;
  • планирование;
  • регулирование управления развития профессиональной компетентности учителя.

С введением ГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическими объединениями, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях, во внеклассной работе.

В создании системы методической работы важную роль играет диагностика.

Процесс самообразования педагогов

стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий.  Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. 

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • систематическое повышение квалификации;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
  • просмотр телепередач, чтение прессы.
  • знакомство с педагогической и методической литературой.
  • использование интернет – ресурсов;
  • демонстрация собственного педагогического опыта;
  • внимание к собственному здоровью.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная  деятельность  педагогов в школе представлена следующими направлениями: 

-  апробация учебников нового поколения,

-  внедрение ФГОС НОО,

-  освоение современных   педагогических технологий,

- социальное проектирование, 

-  создание индивидуальных педагогических проектов.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт.

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества профессионального образования в целом.

«Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». Франсуа де  Ларошфуко

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: