Основные направления исследования самооценки в зарубежной и отечественной психологии.
Известно, что человек становится личностью в процессе социализации. Ребенок же, старается примерить на себя роль окружающих его людей, с целью формирования своих ценностей, норм, поведения, своей собственной самооценки.
Первичными и вторичными агентами социализации принято считать семью, детский сад и школу. Именно здесь ребенок осваивает новые социальные роли, виды поведения. Наблюдает за тем, как ведут себя другие люди. Все это влияет на формирование личности ребенка, а также не маловажное значение в этом имеет самооценка.
Отечественные психологи рассматривали самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович).
По мнению Л.С. Выготского, самооценка - это устойчивое и одновременно дифференцированное отношение к себе [7 c.73].
А.И.Липкина дает иное определение, самооценка- отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам и внешнему облику [13].
По психологическому словарю, термин самооценка - оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [21].
К выше сказанному, Рубинштейн подмечает, что самооценка указывает на основные свойства личности и вместе с другими факторами показывает ее активность [22].
Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Говоря о зарубежных авторах, то они считали, что самооценка - уравновешенность личности с окружающей ее социальной средой.
З.Фрейд и его сторонники рассматривали самооценку как функцию целостной личности исвязывали с аффективно - потребностной сферой индивида [27]. По их мнению, самооценка - механизм. который обеспечивает согласованность требований индивида к себе с внешними условиями [27 c.107].
В работах Э. Фромма наблюдается возражение этой точки зрения, потому что неофрейдисты видели социальный мир как угрозу для человека, считали что все внутренние силы индивид должен использовать в качестве самозащиты от него. В понимании же Э. Фромма, оценка других - это функция отношения к себе [28].
Известный западный психолог К.Левин в своих трудах говорит о том, что на самооценку влияет успех или неудача при выполнении различных заданий, действий.
Так как этой темой занимались многие исследователи, то единого определение ни в отечественного, ни в зарубежной литературе этого термина не существует.
Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что "человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как к человеку" [17, с. 62].
Исходя из выше сказанного, мы можем дать свое определение данному термину.
Самооценка - умение адекватно оценивать свои возможности, информацию, которую он узнает о себе от других, его понимание своих действий, поведения и личностных качеств.
Как показывает практика, то, как к человеку относятся в социуме, как его воспринимают, так и он воспринимает себя самостоятельно. Б.Г. Ананьев обращал внимание на то, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку [1, с. 68]. Поэтому самооценка является неким регулятором поведения и деятельности человека. По мнению Д.Б. Эльконина, развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение [30, с. 99].
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных в плане развития "Я- концепции". В этой концепции, самооценка является аффективной оценкой представления индивида о себе [4].
Говоря о этой концепции важно сказать, что большой вклад в раскрытии этого вопроса внес К. Роджерс. Он считал, что самооценка и самосознание это важное звено в развитии личности. Поэтому на успех в деятельности человека не влияет представления личности о своих способностях, чем сами эти способности [25].
Принято выделять три фактора, которые определяют эту концепцию:
1. Индивид должен быть уверен, в том что его понимают окружающие люди;
2. в том что он может выполнить ту или иную работу;
3. он должен понимать свою значимость и быть в ней уверен.
К сожалению, в трудах европейских психологов речь идет о самооценке, как о неком приспособлении к окружающему человека миру. Они рассматривали этот вопрос только с одной стороны, не говоря о том, что самооценка -это один из факторов, который осуществляет взаимодействие личности с окружающей средой.
А.Валлон писал, что в этот возрастной период, деятельность ребенка направлена во внешний мир, это и ведет ребенка к самостоятельности [6].
С приходом ребенка в школу, полностью меняется его образ жизни. Появляется другой распорядок дня, другая деятельность. Теперь он учится, получает знания и навыки. И с тем как меняется его окружающая сфера, меняется он сам. Теперь у него другое представление о том, как себя вести в школе, на улице. Перед ним встает ряд задач - выполнение задания, отношения с одноклассниками. С появлением такого рода требований и новых форм, у ребенка появляются иные критерии, по которым он себя оценивает, а также окружающие его люди (учителя, сверстники, родители).
Так как самооценка формируется в процессе развития человека, то на ее формирование направлены такие механизмы, как:
1. Реакция взрослых на деятельность ребенка - степень их любви, внимания;
2. успешное обучение, отношение учителя;
3. наличие дружного коллектива в классе, наличие друзей;
4. соотношение собственных желаний и возможностей с желаниями других.
Самооценка играет важную роль, она появляется в дошкольном возрасте, и не теряет свою значимость в младшем школьном возрасте. Она несет в себе несколько функций:
1. Познание себя, своих ценностей, значимости;
2. защитная функция - не терять веры в себя. Проявляется при адекватной либо завышенной самооценки;
3. прогностическая функция - собственная полезность обществу;
4. регулятивная - что и как должен выполнять человек.
Выделяют несколько видов самооценки: заниженную, завышенную и адекватную. Исходя из этого, самооценка может влиять на деятельность и активность ребенка, стимулируя или подавляя ее.
Низкая - ограничивает деятельность человека и развивает в нем комплекс неполноценности. А также наносит вред обществу, потому что ребенок не может реализоваться и работать в полной мере. Заниженная самооценка у младших школьников проявляется в их поведении. Эти дети ищут легкие задачи, как будто оберегают свой возможный успех, свою деятельность. У таких детей ярко проявляется неуверенность в себе, в своих силах.
Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Он здраво оценивает свои возможности и силы, поступки. Реалистично принимает свои нравственные качества, ценности. Может правильно воспринимать критику общества. Дети, имеющие этот вид самооценки, активны, общительны, с чувством юмора. Они с интересом находят собственные ошибки и пытаются их исправить.
Но как считают европейские психологи, такой самооценки не может быть в принципе. Исходя из их предположений, она формируется под давлением постоянного конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем "Я" постоянно сталкивается с актуальным и реальными "Я" [27, с.67].
Говоря о завышенной самооценке, то такие дети обычно очень активны, для них характерна самостоятельность. Стремятся к достижению успеха в каждом виде своей деятельности.
В гуманистической теории А. Маслоу, К. Роджерс считали, чтобы избежать искаженного самовосприятия и добиться адекватной самооценки, нужно изменить социальную позицию человека, деятельность и взаимоотношения с другими людьми [29].
А. Бандура, сторонник бихевиоризма рассматривал самооценку как один из компонентов, который регулирует поведение. В свою очередь реакция самооценки проявляется через форму удовлетворенности собой, гордости за успех, а также неудовлетворенности собой и самокритики [29].
Понятие « самооценка» тесно связанно с теорией "Я – концепции". Именно здесь появляется самооценка, как часть описательной и оценочной составляющих этой теории. В ней самооценка обладает стеепенью интенсивности в зависимости от социального контекста и от самого когнитивного содержания.
В отечественной литературе, многие психологи занимались вопросом самооценки. Так, например, С.Л. Рубинштейн считал, что самооценка является основой структурой личности, она строится на оценках индивидов [22].
Таким образом, самооценка является составляющей «Я – концепции», проявляющейся в самосознания. Развитие самооценки проходит на всем жизненном пути человека, именно то, что заложили ребенку в детстве, то, как воспринимают его, ту роль, которой наделили, в дальнейшем влияет на формирование его личности, и отказаться от этого очень сложно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1978.
2. Бодалев. А.А Личность и общение: М.: Педагогика, 1983, - 271 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2000.
4. Бернс Р. , Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. –М.: Прогресс, 1986,с. 30-66.
5. Варшава Б.Е. Психологический словарь. М.: Академия, 2008, 264 с.
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1997, 190 с.
7. Венгер Л.А., Мухина В.С Психология: Учеб. пособие для уч. пед. уч-щ по спец. – М.: Просвещение, 1988, 336с.
8. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – М.: Феникс, 2006, 442с.
9. Кан - Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987, 190 с.
10. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Психологическая характеристика типов индивидуальных стилей педагогического общения//Интегральное исследование индивидуальности. Пермь, 1988, с. 23-31.
11. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – М.: ПрофитСтайл, 2007, 224 с.
12. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. – Спб.: Питер, 2009,410 с.
13. Липкина. И.А. Самооценка школьника – Москва : Знание, 1976, 64 с.
14. Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. Психология и педагогика. (конспект лекций). Таганрог, Изд-во ТРТУ,2003, 177с
15. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С.40-48.
16. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002.
17. Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
18. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984, 256с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9 изд., стереотип.- М.: Академия,2004, 456с.
20. Немов Р.С. Психология : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования.-2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, 496 с.
21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Краткий психологический словарь. Изд.: М.: Политиздат, 1985, 430 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. – СПб: Питер Ком, 1999, 705 с.
23. Селиванов. В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред Сластенина В.А.. М.: Академия, 2004, 336с.
24. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. М.: Академия, 2001, 480с
25. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /под ред. Сластёнина В.А. – 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2004, 576 с.
26. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002, 192 с.
27. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989, 448 с.
28. Фромм Э. Характер и социальный процесс «Психология личности». - М.: изд-во МГУ, 1982, с. 48-59
29. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2002, 192 с.
30. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994, 168с.