Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
В нашем современном мире мало покоя и счастья, но много противоречий и отчаяния. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения адекватные ей: борьбу, агрессию... Вопросы о том, как сформировать активную жизненную позицию у подрастающего поколения, как вырастить из них настоящих граждан, неравнодушных к тому, что происходит в стране и мире не могут не беспокоить современного педагога.
Считаем, что один из возможных путей формирования активной жизненной позиции у подрастающего поколения - приобщение его к духовным ценностям, среди которых - патриотизм, гражданственность.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Так, например, К.Д.Ушинский отводил патриотизму, гражданственности огромную роль в процессе воспитания подрастающего поколения: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
В настоящее время принципы и формы гражданского и патриотического воспитания определены в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: конституции РФ, законе «об образовании», концепции модернизации Российского образования.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года подчёркивается, что система образования призвана обеспечить «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
Система гражданско-патриотической работы в ГБПОУ Курсавском региональном колледже «Интеграл» включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и гражданского сознания студентов. Важная роль отводится – поисково-исследовательской музейной деятельности.
На наш взгляд, именно музеям принадлежит ведущая роль, в создании системы патриотического воспитания. Она предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей. Музейные экспозиции колледжа, отражающие не только героические события отечественной истории, но и выдающиеся достижения граждан России, Ставрополья, в области политики, науки и культуры дают возможность сохранять, развивать, приумножать качества нравственных идеалов, создают предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию студентов с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
Ведущая цель создания музея в колледже – формирование нравственного сознания, чувств и отношений, основанных на знании фактов и событий истории. Музей призван способствовать формированию у обучаемых гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению студентами практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
Организация поисково–исследовательской музейной деятельности на базе колледжа «Интеграл» стала одной из эффективных форм педагогической работы по формированию творчески развитого подрастающего поколения.
Поисковая деятельность обучающихся дает положительные результаты, так как:
1) усвоение нравственных ценностей в возрасте 14-18 лет идет, как правило, на уровне группового общения;2) у студентов появляется возможность проявить себя в общественно значимом деле;3) обучаемые имеют возможность реально соприкоснуться с историческим прошлым, что способствует не только расширению кругозора, но и развитию воображения, мышления;4) подготовка «новичков» ложится на плечи более опытных поисковиков, что дает возможность закрепить преемственность поколений.
В процессе поисковой работы студенты приобретают навыки настоящих исследователей, что является существенной особенностью данной деятельности. Сбор информации, ее обработка способствуют развитию познавательных способностей, расширяют кругозор, повышают уровень самостоятельной работы, а царящая среди поисковиков атмосфера взаимного уважения дает возможность обучающимся реализовать себя как личностям.
Реализация поисково–исследовательской музейной работы позволяет почувствовать то, что историки называют «ароматом эпохи», при этом понятие «связь поколений», «малая Отчизна» наполняются более осмысленным содержанием. А поиск, сохранение и изучение своего прошлого формирует ответственность за судьбу Родины, воспитывает истинного гражданина, патриота своей страны, пробуждает чувство родины.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 416 с. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. - М.:. ВАКО, 2013.- 224с. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2013. – 169 с. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 2013. – 520 с.
электронные ресурсы:
sinncom.ru›content/reforma/index5.htm - (дата обращения: 10.04.2017г.). mokeevo.edu.yar.ru›...vos_gr...vospitanie...patriota.pdf - (дата обращения: 10.04.2017г.).