Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
с синдромом Дауна
Бондарева Юлия Андреевна
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4 курс
Научный руководитель – Гаевая Елена Витальевна
Аннотация: Развитие мышления у дошкольников- это основной психологический процесс, который тесно связан с развитием речи ребенка. В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше дети знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются.
Мышление в детском возрасте развивается постепенно, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, но по теории наглядно-действенный вид мышления преобладает в возрасте от 3 до 4 лет; наглядно-образный становится активным у детей старшей 4 лет и словесно-логическое осваивается детьми в возрасте 5-6 лет.
Ключевые слова: мышление, особенности мышления, ребенок, синдром Дауна.
Мышление- это форма познавательной деятельности человека, неразрывно связанная с речью. Мышление возникает на основе практической деятельности, поэтому у детей все психические процессы развиваются постепенно. У ребенка дошкольного возраста в норме, этот психический процесс, зависящий от обучения, развивается постепенно и последовательно. К 6-7 годам ребенок уже умело использует факты, обобщает их и приходит к верным предположениям. [2]
Ребенок с синдром Дауна - это ребенок с генетической патологией, врожденной хромосомной аномалией. У таких детей кариотип представлен 47 хромосомами, вместо нормальных 46. Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт. Сейчас мы рассмотрим такую характерную черту, как познавательный психические процесс, а конкретнее –мышление.
«Наличие дополнительной хромосомы обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребёнок будет медленнее развиваться и несколько позже своих ровесников проходить
общие для всех детей этапы развития. Малышу будет труднее учиться, и все же большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать, и вообще делать большую часть того, что умеют делать другие дети», - так выражаются работники благотворительного фонда «Даунсайд ап». Я согласна с данным высказыванием, потому что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети.
Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше.
Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо
опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.
Общие принципы обучения «особенных детей» разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:
Медленное формирование понятий и становление навыков:
- • cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
- • необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
- • низкий уровень обобщения материала;
- • утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
- Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
- • трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
- • сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
- • трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
- • нарушения планирования действий.
- Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
- Особенностью предметно- практического мышления, характерного для дошкольного возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно- телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
- Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха. [1]
Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. Поэтому к каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход для развития его мышления.
На уровень мышления влияет глубокое недоразвитие речи у таких детей. Например: выраженные повреждения артикуляционного аппарата, заикание и т.д. Из- за особенностей в речи, у дошкольников с синдромом Дауна, снижены познавательные способности. Если что-то в познавательных процессах, у детей, не так, то есть нарушение мышления. Нужно во время заметить эти проблемы и попытаться скорректировать их.
При выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники детских садов общеобразовательного вида. Как ранее было замечено, в формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с
синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, такие как- смелость, злость, дружба, недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным дальнейшее познание окружающего мира, социума.
Мышление детей с синдромом Дауна поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать. Такие дети не могут сразу переключиться на другой вид работы. Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий, но, зато, дети обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например: им не сложно выучить и использовать написанный текст)
Факторы, затрудняющие развитие:
- Отставание в моторном развитии - в развитии тонкой и общей моторики;
- Возможные проблемы со слухом и зрением;
- Проблемы с развитием речи;
- Слабая кратковременная слуховая память;
- Более короткий период концентрации внимания;
Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов — чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких. Большинство специалистов убеждено, что дошкольников с таким синдромом можно научить практически всему, главное - заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна - не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь - общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях. На Западе это называют «интегрированным образованием»: малыши посещают обычные детские сады и школы, где обучаются по особому (составленному индивидуально) учебному плану. Дети с синдромом Дауна дошкольного возраста имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения!
Библиографический список:
- Глуханюк, Н.С. Общая психология [Текст]: учебное пособие / Н.С. Глуханюк, А.А. Печеркина, С.Л. Семенова.- Академия, 2009.- С. 93-97.
- Головач, Ю.И. Курсовая работа: Мышление старших дошкольников [Электронный ресурс] / Ю.И. Головач.- Режим доступа: https://www.ronl.ru/kursovyye-raboty/psikhologiya/263346/