Среди возрастных особенностей подростков, которые при неблагоприятных условиях могут спровоцировать или привести к девиантному поведению, выделяют «чувство взрослости», развитие самосознания и самооценки, несформированность ценностно-смысловой сферы, высокая тревожность, ярко выраженный внутренний конфликт, отсутствие социальной поддержки и низкий уровень культуры.
Социально-педагогическая работа с подростками, состоящими на учете в КДН и ЗП, и их семьями строится по следующим направлениям: ежедневный учет посещаемости обучающимися занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению обучающихся в школу; организация внеурочной занятости обучающихся и их активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни; формирование законопослушного поведения и пополнение правовых знаний: проведение профилактических бесед; работа с родителями: индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, посещение на дому для оказания социальной и профилактической помощи, проведение профилактических рейдов, принятие мер административного воздействия к родителям, не исполняющим свои должностные обязанности, родительские собрания по проблемам семейного воспитания.