Бутучел Наталья Ивановна
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕННЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО
В настоящее время к подготовке выпускников экономических специальностей средне профессиональных учебных заведений предъявляются высокие требования. Важнейшим показателем уровня квалификации современного экономиста является его профессиональная грамотность, однако в современных условиях невозможно подготовить компетентного специалиста без привлечения средств информационных технологий.
В ФГОС СПО особое место отведено требованиям к результатам освоения образовательной программы: «Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности». Для реализации этой задачи в учебные планы подготовки студентов по экономическим специальностям в «Сыктывкарском торгово-экономическом колледже» введён ряд информационных дисциплин, таких как Автоматизация бухгалтерского учета, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Информационные технологии ведения бухгалтерского учета имущества и источников формирования имущества и др.
В колледже в рамках информационных дисциплин студентами всех направлений экономического профиля изучается профессиональная прикладная программа «1С: Предприятие», так как этот программный продукт обладает большими дидактическими возможностями для обеспечения качественного обучения информационным системам и информационным технологиям в сфере учета, анализа и планирования.
Система программ «1С: Предприятие» – основной программный продукт деловой ориентации фирмы «1С» и ее партнеров, является по существу индустриальным стандартом автоматизации в РФ и в ряде стран бывшего СССР. Технологические и архитектурные решения «1С: Предприятия» во многом предвосхитили общемировые тенденции развития бизнес-систем, многие не имеют известных аналогов. Программные продукты «1С» экономического назначения широко используются в учебном процессе в образовательных учреждениях разного уровня.
К основным достоинствам программы относятся: широкое распространение, дружественный стандартный интерфейс, прозрачность полученных конечных результатов, возможность конфигурирования на всех этапах эксплуатации. Данная профессиональная прикладная программа является многомодульной информационной системой, позволяющей решать задачи управления предприятием любой формы собственности в рамках всех подразделений. На пользовательском уровне студенты всех направлений экономического профиля изучают модули «Бухгалтерия», «Управление торговлей», «Документооборот».
Изучение направлений экономического профиля происходит в форме деловой игры, когда студенты, работающие за компьютерами, разыгрывают роли сотрудников предприятия, выполняя те же самые действия по созданию и обработке документов, что и реальные работники. Таким образом, достигается полная имитация квазипрофессиональной деятельности в рамках учебного пространства.
Учебный материал для студентов всех специальностей подбирается дифференцированно в зависимости от начального уровня их подготовки, как по информационным, так и по профессионально направленным дисциплинам.
К примеру, технология обучения профессиональной прикладной программы «1С: Предприятие», модуль «Бухгалтерия» построена на основе реальной задачи бухгалтерского учета промышленного предприятия, разрабатывается сквозная обучающая задача, включающая все аспекты компьютерного ведения учета на предприятии, начиная с формирования справочников и ввода остатков по счетам и заканчивая формированием итоговых отчетов, включая квартальный баланс. Сквозная задача разбивается на несколько практических заданий по работе с наиболее распространенными разделами бухгалтерского учета (учет основных средств, банковские и кассовые операции, учет товаров, учет нематериальных активов и т.д.). Все задания в различных разделах логически взаимосвязаны, что в целом создает единую картину ведения компьютерного бухгалтерского учета на предприятии. Каждое задание состоит из двух частей: обучающего примера, в котором подробно расписывается порядок ведения учета в данном разделе, и нескольких самостоятельных заданий.
В начале обучения студенты проходят предварительное тестирование остаточных знаний по предметам информационного цикла (информатика) и узкопрофессиональным (бухгалтерский учет и т.д.). В зависимости от результатов теста происходит дифференциация обучаемых на группы базового и повышенного уровня. Каждая группа получает разные по сложности задания. Студенту сначала предлагается выполнить обучающий пример, а затем самостоятельные задания. В конце каждого задания приведены контрольные тесты, выполнив которые, студенты получают оценочные баллы. Количество набранных баллов характеризуют качество усвоения материала. Если итоги неудовлетворительные, то необходимо проанализировать свою работу и найти допущенные ошибки. Таким образом, практические занятия формируют пользовательские навыки работы с компьютером в контексте реальной профессиональной деятельности. На всех этапах обучения студенты могут оценить широту стоящей перед ними задачи.
Умение работать с профессиональной прикладной программой расширяет диапазон трудоустройства выпускника, позволяет приобрести производственные навыки, что приносит уверенность в своих силах, а следовательно, повышает профессионализм экономиста и его конкурентоспособность на рынке труда.
Выполнение сквозной задачи позволяет максимально приблизить студента к реальной практике ведения бухгалтерского учёта в организации, способствует систематизации знаний, полученных в колледже, выработке практических навыков, способностей и умений применять их при решении конкретных задач в той области, где будет работать после окончания колледжа.
Использование программных продуктов в ходе решения задач и ситуаций не только повышает интерес студентов к своей будущей профессиональной деятельности, активизирует познавательную активность и самостоятельную деятельность в условиях неопределенности, но и реально повышает качество образования.
В настоящее время задача подготовки квалифицированных кадров может успешно решаться только во взаимодействии системы образования и индустрии. В связи с тем, что информационные технологии пронизывают в настоящее время практически все области деятельности, в результате образовательные учреждения заинтересованы в сотрудничестве с ИТ-фирмами.
Учитывая, что статус выпускников учебных заведений на рынке труда существенно повышает наличие у них сертификатов известных фирм-производителей программного обеспечения, фирма «1С» уже давно ввела в практику своего сотрудничества с образовательными учреждениями «Соглашение о сертификации учащихся высших и средних учебных заведений по программе «1С:Профессионал». Учащиеся колледжа сдают точно тот же сертификационный экзамен, что и все остальные пользователи, проходящие аттестацию в Авторизованных Центрах Сертификации, и получают в случае успешной сдачи сертификат фирмы «1С». При этом они сдают эти экзамены в родных стенах своего учебного заведения.
Фирма «1С» совместно с партнерскими организациями развивают активные формы работы с колледжем и его студентами. Стал традиционным студенческий конкурс дипломных проектов с использованием программных продуктов «1С». Конкурс получил статус международного, в нем принимают участие студенты не только вузов Москвы, но и других городов России и стран СНГ.
С 2015 г. студенты колледжа участвуют, в ставшими уже традиционными, Всероссийских Профессиональных конкурсах - «1С:Бухгалтерии» и 1С: ИТС.
Интеграция «1С» в основные образовательные программы коледжа:
- позволяет студенту последовательно получать актуальные знания и навыки их применения в «1С»;
- предоставляет возможность преподавателю получать информационную, методическую и консультационную поддержку во встраивании сертифицированных курсов «1С» в собственные учебные программы, а также решать индивидуальные задачи (получение удостоверения о повышении квалификации);
- позволяет решать вопросы трудоустройства студентов в фирмы-партнеры «1С» посредством заключения различных договоров практики;
- дает шанс партнерам «1С», которые испытывают недостаток кадров, брать на работу и/или практику специалиста, обладающего актуальными знаниями и навыками по работе в 1С.
Кроме этого преподаватели и студенты имеют возможность использовать сервис «1С:Предприятие 8 через Интернет для учебных заведений» (https://edu.1cfresh.com/), который снимает ряд ограничений по использованию методических пособий и полно-функциональных версий программ. Сервис не только позволяет студентам выполнять самостоятельные работы и домашние задания в удобное для них время и в удобном месте, но и решает вопрос с обновлением программного обеспечения.
Таким образом, в процессе преподавания экономических дисциплин, в целях ориентации студентов на будущую профессиональную деятельность, особое внимание уделяется вопросам, имеющим практическую значимость для дальнейшей работы.
Вопросы информатизации образования являются особенно актуальными, и не только потому, что сегодня активно обсуждаются черты нового, так называемого информационного общества, но и в силу того, что информатизация системы образования направлена на поддержку концепции модернизации российского образования и содействует обеспечению доступности, качества, эффективности образовательных услуг.
Список использованных источников:
- Федеральный закон [Электронный ресурс] от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации"//СПС КонсультантПлюс;
- Профессиональный стандарт "Бухгалтер" [Электронный ресурс] утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1061н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 2015 г., регистрационный N 35697) // СПС КонсультантПлюс;
- Пудовиков А.С., Матвеев А.М., Сафонов С.Н. Основные принципы преподавания экономических дисциплин [Электронный ресурс]// Актуальные проблемы развития профессионального образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 203-206 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30535025 (дата обращения: 22.10.2019).
- Портал федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании URL: https://fumo-spo.ru/?p=articles&show=(дата обращения: 20.09.2019).