Аннотация: данная статья посвящена такой проблеме, как формирование здорового образа жизни в начальной школе. В которой рассматриваются теоретические основы понятия Сухомлинский В.А, Смит А., Гельвеций К., Ломоносов М. В., Выготский Л. С., , Н.М.Амосов, Казначеев П.В., Буянов М. М., Брехман И.И., Л.Г.Татарникова, Колбанов В.В.
Вопреки устоявшемуся стереотипу, считающему отечественную школу прежде всего городской, сельская школа является основной и составляет две трети школ в России. Стратегической целью педагогической деятельности современной сельской школы является создание условий для воспитания жизнеспособной личности, всесторонне подготовленной к самостоятельной жизни, ориентированной на приобщение к российскому варианту ценностей, основополагающими из которых являются: жизнь человека, труд, здоровье, культурные и национальные традиции народа и др. [1]. В связи с этим актуализируется ценность здоровья учащихся как одного из приоритетных направлений его гуманизации, являющегося основой физического, психического и социального благополучия, условием и базисом полноценного развития личности. Вместе с тем на фоне происходящих социально-экономических, духовно- нравственных, экологических изменений система школьного образования стала фактором, сдерживающим гуманистическое обновление и развитие российского общества. Официальная статистика свидетельствует о том, что 40-60% детей, поступающих в школу, уже страдают хроническими заболеваниями, 80-85% учащихся школьного возраста имеют нарушения физического и психического здоровья. До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не годны к службе в Вооружённых Силах, более 60% студентов вузов требуют стационарного лечения, 85% педагогов имеют хронические заболевания [2]. Такое состояние здоровья россиян - не только результат влияния социально-экономических и экологических факторов, но и существующей образовательной практики российских школ. Сложившаяся система школьного образования традиционно ориентирована на интеллектуальное развитие личности, основу которого составляют разрушающие здоровье авторитарные механизмы обучения и воспитания учащихся, что привело к противоречию между потребностью общества в воспитании здорового поколения и неспособностью массовой школы к её реализации. Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и смыслов. Поэтому воспитание основ здорового образа жизни (ЗОЖ) школьника является важной задачей педагогики. На стыке педагогики и медицины кубанские учёные А.А. Дубровский, Е.А. Дегтерев, В.Е. Гурин разработали основы лечебной педагогики; вопросы экологии человека рассмотрены в исследованиях В.П. Казначеева, Г.И. Царьегородцева, В.Г. Ерохина и др. Подходы к проектированию технологий формирования здорового образа жизни обоснованы Ю.Н. Синицыным, Г.М. Соловьёвым, Л.М.Сураевой, К.Д. Чермитом и др. Проблема формирования основ здорового образа жизни особо актуальна для младшего школьного возраста, поскольку в этот период происходит становление собственной программы жизнедеятельности, а ребёнок включается в осуществление сложной работы по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции [3; 4]. Построение личностно ориентированной системы формирования основ ЗОЖ позволяет воспитать у детей установки на сохранение здоровья, следовать им в повседневной жизни. Отсутствие в существующих моделях личностно ориентированного образования целостной концептуальной системы, позволяющей учитывать экзистенциальные потребности человека, приводит к появлению важнейших нравственно-психологических проблем (физических, психических, интеллектуальных и социальных), что позволяет отнести их к функции педагогики здоровья, которая только определилась и практически еще не разработана как научное направление [5]. Для определения структуры ЗОЖ личности школьника нами проанализировали моно- графия М.С. Кагана [6] и научные труды А.Н. Леонтьева [7]. В соответствии с ними выделе- ны базисные виды деятельности человека: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, коммуникативная, эстетическая и физическая. С учётом этого в нашем исследовании в качестве основных компонентов структуры деятельности человека в сфере здорового образа жизни были определены: когнитивный, мотивационно-ценностный, опера- циональный, творческо-деятельностный и диагностический компоненты. Они послужили основанием для проектирования траекторий формирования основ ЗОЖ посредством отра- ботки механизмов развития каждого компонента структуры ЗОЖ. Выявление структуры и содержания ЗОЖ личности школьника открывает путь к пониманию его основных функций. Установлено, что для обеспечения полноценного развития личности ЗОЖ выполняет следующие основополагающие функции: социализации, ценностно-ориентационные, развивающие, проективно-творческие, познавательно- прогностические, операционально-деятельностные, оценочно-регулятивные. Перечисленные функции разделены условно, поскольку тесно взаимосвязаны, подвижны, переходят друг в друга, проявляются в единстве [8]. Эффективное решение проблемы формирования основ здорового образа жизни школьников требует учета целого ряда факторов: правовые, социально-экономические, образовательно-воспитательные, семейные, медицинские, культурологические, экологические, личностные. Исследуя с общепедагогических позиций степень влияния внешних факторов на формирование основ ЗОЖ школьников, установлена специфика взаимодействия факторов-субъектов и факторов-объектов в формировании ЗОЖ. Развитие организма и психики, саморазвитие и самосовершенствование личности выступают как внутренние факторы становления личности. Факторы становления ЗОЖ личности определяют её структуру и направленность развития. Направленность включает цели, идеалы, ценностные ориентации, ведущие мотивы поведения и актуальные для каждого человека потребности в ЗОЖ. В нашем исследовании учтены и специфические условия функционирования сельской школы, связанные с наличием следующих факторов: близость к природе, стихийная интегративность (возрастная, территориальная, предметная), малочисленность учащихся, безальтернативностъ школы в социальном пространстве сельского округа, приверженность сельской школы этнопедагогическим традициям и народной культуре, связь с сельским бытом и трудом и др. Выполненный анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение современного опыта работы образовательных учреждений страны и региона, рефлексия влияния и значимости факторов позволили определить совокупность организационных и педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования основ здорового образа жизни сельского школьника: - образовательно-воспитательная деятельность сельской школы основана на принципах гуманизации, природо- и культуросообразности, реализуемых в личностно ориентированном подходе к оздоровлению (используется вариативная, индивидуальная и индивидуально-групповая дифференциация деятельности детей); - система педагогического обеспечения процесса формирования здорового образа жизни ребёнка охватывает всё образовательно-воспитательное пространство школы и реализуется в разнообразных видах воспитательной и оздоровительной деятельности сельской школы; - учитывается влияние факторов сельской специфики (близость к природе, стихийная интегративность, безальтернативность в социальном пространстве сельского округа, малочисленность состава учащихся, приверженность этнопедагогическим традициям и народной культуре, особенности сельского быта и труда и др.); - организуется непрерывное повышение валеологической компетентности субъектов образовательного процесса школы (детей, учителей, родителей). Систематизация современных концепций, направлений формирования ЗОЖ школьников, анализ и интерпретация современных методологических подходов позволили построить авторскую концепцию, в которой научно обоснованы стратегические цели исследования, процессуальные характеристики: соотношения, содержание средств, форм и методов при решении поставленных целей и задач, этапности и порядка проведения работы, являющиеся предпосылкой к организации процесса проектирования авторской системы педагогического обеспечения. Разработанная система педагогического обеспечения процесса формирования ЗОЖ младших школьников включает: содержание экспериментальной программы, технологию формирования её структурных компонентов (когнитивного, мотивационно-ценностного, операционального, творческо-деятельностного и диагностического); комплекс моделей (структурно-функциональной, организационно-управленческой и процессуальной); валеологически обоснованную образовательную среду; педагогический инструментарий; базовые процессуальные характеристики: соблюдение принципов соотнесения этапов и содержания, траектории выхода на развитие ЗОЖ, мониторинг, коррекцию и др. Педагогический эксперимент, главной целью которого явилась проверка выявленных организационно-педагогических условий, осуществлялся на базе учреждения - МСОШ № 22, п. Кубань, Гулькевического района Краснодарского края в 2000-2014 годах и был направлен на придание процессу сохранения и укрепления здоровья детей технологичности и личностно ориентированного характера. Процесс экспериментальной педагогической деятельности был разбит на этапы, которые включают следующую последовательность действий и операций:
Эффективность деятельности по формированию основ ЗОЖ учащихся начальных классов сельской школы оценивалась комиссией экспертов из числа работников управления образованием и наиболее авторитетными учителями. Членами экспертной комиссии было отмечено, что при неуклонном повышении качества знаний учащихся не полностью реализуются резервы личностно ориентированного обучения в сфере ЗОЖ школьников. Это относится к эффективности реализуемых здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве сельской школы.
Список литературы:
Социальное развитие села и сельская школа: сб. науч. ст. / под ред. М.П. Гурьяновой. М.: ИПСР РАО, 2003. 100 с. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность // Мир психологии. 2000. № 1 (21). С. 54-68. Caims E. Children and political violance. Cambridge, Mass: Blackwell, 1996. 324 p. Курганская Т.В., Петьков В.А. Реализация здоровьесберегающего процесса // Синергетика образования: межвуз. сб. Южного отделения РАО. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. Вып. I. С. 206-213. Гурин В.Е., Дегтерев Е.А., Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. Краснодар: Изд-во КубГУ, 1993. 171 с. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 415 с.