Особенности подбора музыкальных произведений в процессе работы концертмейстера хореографии - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 100
  • Скачиваний: 13

Особенности подбора музыкальных произведений в работе концертмейстера хореографии.

При отборе музыкального произведения учитывается его соответствие характеру движений. Общая черта танцевальной музыки — определённость и повторность ритмов, внятная акцентировка сильных долей, отчётливость их выражения. Отступления от этого правила редки.

Музыкальное сопровождение должно соответствовать для каждого вида упражнения, где должна прослушиваться музыкальная фраза, укладывающее количество тактов, соответствующее продолжительности упражнения.

Для движений, отличающихся чёткостью, быстрой сменой направления движения, необходимы музыкальные произведения с короткими музыкальными фразами, с акцентированными сильными долями такта.

Главные движения требуют музыки спокойного характера с более длинными музыкальными фразами.

В перестроениях смена движения требует двух-, трёхчастной формы музыкального произведения, характер каждой части должен быть различным. Это облегчает выполнение соответствующего движения.

В написании танцевальной музыки имеются богатые традиции. Многие танцы получили отражение в творчестве ведущих композиторов , композиторов-классиков. Это придало танцевальной музыке художественную ценность. На протяжении веков танцевальные мелодии культивировались целым рядом поколений музыкантов. Так накопились определённые традиции в создании музыки для хореографии.

Концертмейстер должен подбирать музыкальное сопровождение для движений из произведений разных эпох, стилей и жанров.

Мастерство концертмейстера.

Одной из важнейших задач хореографии концертмейстерской деятельности является плодотворная работа аккомпаниатора как с солистом, так и всем танцевальным коллективом, в процессе которой происходит формирование и развитие музыкально-ритмических движений, а главное — владение сложным искусством общения и с солистом и с коллективом. Работа концертмейстера над фортепианной партией основывается на всестороннем анализе музыкального произведения. Анализ необходим для выявления стилистических особенностей и технических трудностей сочинения.

Он способствует усвоению нотного текста, помогает аккомпаниатору в составлении исполнительского плана произведения и нахождении выразительных средств его практического воплощения.

Любая исполнительская концепция должна основываться на теоретическом фундаменте, поэтому пианист обязан знать о сочинении как можно больше.

Процесс работы над партией аккомпанемента можно условно разделить на несколько этапов :

1. Предварительное зрительное прочтение нотного текста.

2. Музыкально-слуховое представление.

3. Первоначальный анализ произведения, проигрывание целиком.

4. Выявление стилистических особенностей сочинения.

5. Отработка эпизодов с различными элементами трудностей.

6. Создание художественного образа музыкального произведения.

7.Правильное определение темпа.

8. Нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюанса.

9. Проработка и отшлифовка деталей.

10. Воплощение музыкально-ритмического исполнительского замысла.

Такие этапы определяют сущность работы над фортепианной партитурой. Начинать работу нужно с проигрывания произведений полностью. Это позволит лучше понять характер музыки, выявить трудности и повысить перед собой определённые задачи.

Часто слабой стороной при разборе является наличие случайных фальшивых нот. Это говорит об отсутствии внимания и приводит к появлению проблемных ситуаций . Концертмейстер должен выработать чувство самоконтроля. Лишь тогда он избежит неграмотного заучивания.

Немаловажную роль имеет присутствие у аккомпаниатора одного из компонентов музыкальных способностей — чувства ритма. В педагогической практике довольно часто приходится сталкиваться с нарушениями темпа. Ощущение счётной единицы поможет выдержать темп на протяжении всего сочинения. Нельзя не упомянуть и о смене размеров. В этом пианисту поможет слуховое представление о каждом размере. Большое значение на одном из заключительных этапов работы имеют отбор выразительных средств и окраска звучания.

В музыке сплошь и рядом происходят динамические изменения: сильное и слабое звучание, нарастание и спады звучности, контрастные моменты. Именно окраска обогащает звуковую палитру и придаёт музыкальному произведению особенную яркость.

Работа над фортепианной партией — процесс длительный. Следует развивать навыки аккомпанирования и систематически тренироваться. Совершенствованию технически помогут различные виды упражнений : каноны, гаммы, арпеджио и аккорды.

В практической работе аккомпаниатору часто приходится встречаться с разнообразным репертуаром, в произведениях есть трудные места, нужно найти наиболее рациональное решение для их преодоления.

Учить лучше в медленном темпе или в таком, который наиболее благоприятен для того, чтобы устранить имеющиеся недостатки.

Большое значение в работе аккомпаниатора имеет педализация.

Умелое пользование ею поможет концертмейстеру в исполнении. И, конечно, огромную роль сыграют навыки и профессионализм концертмейстера в подчёркивании особенностей тембровой окраски партии сопровождения, что даст ощутимый эффект музыкальному сочинению в целом.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: