Особенности обучения ориентированию учащихся коррекционной школы VIII вида - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 187
  • Скачиваний: 0

Развитие специального образования в России на современном этапе определяется социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в нашей стране. Основной проблемой в настоящее время является повышение качества специального образования.
Первостепенная задача обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - обеспечение их общеобразовательными знаниями, развитие познавательных возможностей, подготовка к жизни. Главная цель преподавания географии в коррекционной школе - сформировать у учащихся географические представления и понятия, показать взаимосвязь между природными явлениями. Общение с природой способствует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья развития внимания, интереса к учебе, наблюдательности, памяти. Знания о природе, получаемые учащимися на уроках географии, во время экскурсий и практических занятий, являются основой воспитания элементов научного мировоззрения.
При формировании географических представлений большое значение имеет не только подбор учебного материала, но и умение использовать жизненный опыт детей, организовать самостоятельную работу учащихся, пробудить их творческую инициативу. Правильная организация уроков географии предполагает использование наглядности и предметности в обучении.
Успешность подготовки детей к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности во многом обусловлена эффективностью коррекционно-воспитательной работы с ними в условиях специально организованного педагогического процесса. Важность этой проблемы определяется ее направленностью на изыскание новых возможностей и путей реализации принципа корригирующего обучения детей в коррекционных школах.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья ориентировке в задании.
Предметом исследования данной работы являются педагогические условия учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие формирование ориентировочной деятельности в условиях самостоятельной работы школьников на уроках географии.
Целью исследования является анализ ориентировочной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии в условиях самостоятельной работы.
Задачи исследования:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения ориентировочной деятельности.
  • Выявить особенности обучения ориентировочной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Обосновать методы и выборку исследования.
  •  Спроектировать программу экспериментальной работы.
  • Оценить эффективность экспериментальной работы.
  • Представить методические рекомендации.

Для решения указанных задач на достижении общей и специальной психологии использовались методы исследования: анализ литературы, эксперимент.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы ориентировочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья обусловили необходимость исследования данной проблемы и поиска подходов к формированию ориентировочной деятельности на основе самостоятельной работы. Важной задачей сегодняшнего дня является повышение эффективности и коррекционной направленности
учебно-воспитательного процесса. Изучение географии в коррекционной школе имеет большое познавательное и коррекционное значение. Главное место в теории поэтапного формирования умственных действий занимает учение об ориентировочном действии. Различают два вида ориентировочной основы: "систему указаний и ориентиров, соблюдение которых обеспечивает правильное выполнение нового действия" и "то, на что фактически ориентируется ученик при выполнении действия" {4,26}. Особенно большое значение имеет правильно организованное, коррекционно-направленное специальное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка и опирающееся на зону его ближайшего развития. Воспитание, обучение и трудовая подготовка для детей с отклонениями в развитии даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Таким образом, ориентировка в задании выступает в качестве необходимого элемента самостоятельной работы ученика по овладению географическими знаниями. Общее психическое недоразвитие при отклонении в развитии обусловливает качественное своеобразие целей, мотивов и средств деятельности.
В результате исследования необходимо отметить, что самостоятельная работа нужна не только с целью познания, но и призвана сформировать самостоятельность как черту личности, следовательно, если мы говорим о самостоятельности, то нужно думать, что она может сформироваться лишь в процессе самостоятельной работы, которая является залогом прочного и сознательного усвоения знаний. Обучение географии предполагает и требует применение большого количества заданий для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета. Итак, выяснение возможностей школьников с ограниченными возможностями здоровья в самостоятельном выполнении заданий географического содержания позволяет сделать некоторые выводы:
 работа учащихся представляет собой весьма сложный вид умственной деятельности, связанный с пониманием и осмыслением изучаемого материала, применением знаний к решению новых практических и познавательных задач;
 большинство без помощи извне не умеет выполнять самостоятельные задания географического содержания. По уровням выполнения самостоятельных работ в классе школы VIII вида условно можно выделить три группы учащихся: с высоким, средним и низким уровнем самостоятельности;
 проведенные поисковые эксперименты позволяют оптимистически взглянуть на перспективы использования самостоятельных работ по географии в целях решения образовательных, коррекционных задач, и показывают, что целенаправленная система методических приемов организации и проведения работ может стать важным средством коррекции недостатков развития.
Таким образом, результаты первой и второй серии опытов очень близки и свидетельствуют о том, что дети с отклонениями в развитии в большинстве случаев не умеют выполнять первоначальные самостоятельные работы географического содержания без специальной подготовки и помощи извне. В работах многих дефектологов подчёркивается, что у детей с умственной отсталостью недоразвита активная сторона деятельности, не развиты в должной мере волевые качества, в связи, с чем ребёнок всегда идёт по линии наименьшего сопротивления.
Анализ экспериментальных данных позволяет сделать вывод, что большинство учащихся прибегают к выбору заданий, не требующих анализа, сравнения, установления причин и следствий, детальных словесных описаний на основе актуализации представлений. Из числа выбравших задание репродуктивного типа только 44% выполнили правильно. Среди школьников, выбравших задание поискового и творческого типов, правильно выполнили их лишь 40%. Таким образом, полученные результаты подтверждают выводы о низком уровне самостоятельного выполнения. Кроме того, они свидетельствует о снижении у учащихся положительного отношения к самостоятельному выполнению заданий, особенно более сложных, требующих активной мыслительной деятельности. Здесь можно отметить два интересных факта: с одной стороны, характерно неверие в свои познавательные возможности в силу чего они идут по линии наименьшего сопротивления; с другой - в ряде случаев положительные мотивы деятельности, заключающиеся в желании выполнить сложное задание, находятся в противоречии с имеющимися у учеников знаниями, навыками, возможностями. В целом проведенные опыты свидетельствуют о том, что учащиеся не только по характерологическим чертам, но и по уровню самостоятельного выполнения работ географического содержания представляют довольно пеструю картину.
Применяемые в коррекционной школе учебные методы и приемы должны не только обеспечивать усвоение учащимися необходимых знаний, но и способствовать коррекции имеющихся у них недостатков познавательной деятельности. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности, а именно: внимания, наблюдательности, анализа и сравнения наблюдаемых объектов и явлений, понимание причинно-следственных зависимостей. Образовательно-практические задачи курса географии в коррекционной школе решаются путем формирования у школьников системы элементарных, но четких и правильных знаний и умений географического характера, которые необходимы каждому человеку современного общества для понимания информации газет, журналов, радиовещания, телевидения и т.п. Географические знания и умения необходимы человеку прежде всего для его трудовой деятельности. Особое значение для решения коррекционно-развивающих задач на уроках географии имеет работа по развитию логического мышления. Исследования отечественных дефектологов позволяют утверждать, что именно это - главное направление корригирующего обучения. Однако преподавание географии в коррекционной школе имеет свои специфические сложности, обусловленные как характером географического материала, так и некоторыми особенностями познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментальные данные и практические наблюдения в школе показывают, что ввиду неоднородности состава учащихся одного и того же класса формирование ориентировочной деятельности у них, без специально направленных на это методов и средств обучения не достигает единого уровня, предусмотренного учебными программами. Большинство учащихся коррекционной школы не могут самостоятельно провести полный и последовательный анализ природного явления или географического объекта

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: