В статье идет речь об особенностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, приводятся примеры из собственного педагогического опыта по использованию элементов педагогических технологий, методов и приёмов в работе с детьми с ОВЗ.
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой работы общеобразовательной школы.
Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.
Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.
Согласно классификации В.А. Лапина и Б. П. Пузанова, к детям с ОВЗ относятся несколько категорий детей:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе, с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И.В. Соколовой, «к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения».
Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети (от 1 до 5 человек) включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства.
Практически в каждом классе, где я работаю, есть дети с ОВЗ, требующие индивидуального подхода и повышенного внимания. Все ученики моего класса (в настоящий момент это 8-ой класс) либо в начальной школе, либо в последующие годы, прошли районную ПМПК, имеют следующие диагнозы:
1. Нарушение речи – 1 чел;
2. ЗПР – 2 чел;
3. Умственная отсталость – 1 чел;
4. Нарушение норм поведения и общения – 1чел.
У всех детей справки 7-го вида.
Дети с ОВЗ в общеобразовательном классе, притом, имеющие разные диагнозы (и, как следствие, разный подход) требуют особого к себе внимания.
Выбор программ ― основа обучения. Изучив опыт педагогов России и Ближнего Зарубежья, взяла за основу своей работы апробированные методики школы №73г. Челябинска, адаптировала «под себя» опыт педагогов из разных регионов, таким образом, выстроила собственную модель работы с детьми с ОВЗ.
При работе с детьми с ОВЗ придерживаюсь следующих правил: при подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а, с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Необходимо помнить о том, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы.
Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то свою педагогическую задачу вижу в отборе содержания материала, а также в применении особых форм и методов обучения. В частности, использую следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Убеждена: детей с ОВЗ ни в коем случае нельзя изолировать от ученического коллектива, необходимо активно использовать их потенциал, привлекая к общественным, спортивным, творческим и др. мероприятиям. Только в этом случае мы, педагоги, будем уверены, что ребёнок с ОВЗ психологически готов к будущей жизни и успешно пройдет социализацию в обществе.
Таблица. Динамика участия детей с ОВЗ в мероприятиях предметной области «Филология» (6А-7Акласс)
год Участие в классных конференциях
(кол-во участников) Участие в конкурсах чтецов Участие в конкурсах творческих работ
2014-2015 4 1 5
2015-2016 5 3 5
Данные таблица свидетельствует о росте заинтересованности учащихся 6А – 7А класса в участии в различных мероприятиях по русскому языку и литературе в сравнении с прошлым учебным годом.
Имея опыт работы с детьми с ОВЗ, могу с уверенность сказать, что педагоги обязаны ставить перед собой задачу по разработке особых моделей обучения, в процессе реализации которых у ребенка вырабатывались бы навыки компенсации того или иного дефекта. Это необходимо для оптимальной интеграции обучающегося в современное общество. В этом отношении специальные технологии обучения открывают перед педагогами новые возможности и дают шанс ребенку с ОВЗ на полноценное будущее без ограничений. Помимо внедрения новых технологий обучения детей с ОВЗ немаловажную роль на всех периодах адаптации таких ребят играет непосредственно педагог, его знания и навыки.
В развитии и адаптации «особых» детей с хорошей стороны себя показали коррекционно-развивающие методики. Благодаря применению специальных техник удаётся достигать высоких результатов обучения и воспитания детей с ОВЗ. Оптимальное сочетание инновационных и уже опробованных старых методик дает возможность обеспечить активное развитие познавательной активности и творческих способностей, повышение заинтересованности учебным процессом.
Педагогические технологии обучения детей с ОВЗ постоянно обновляются, расширяются, дополняются. На сегодняшний день среди наиболее эффективных технологий обучения детей с ОВЗ признаны игровые и здоровьесберегающие технологии, а также технологии дифференцированного обучения.
Кратко остановлюсь на каждой из технологий, используемых в собственной педагогической деятельности, выделю их основные преимущества.
Процесс обучения посредством игры надолго увлекает детей, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого, у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Безусловно, для учащихся старшего звена использовать игровые технологии считаю неуместным, а вот для учащихся 5-6 классов в рамках урочной, а также во внеурочной деятельности использую игру как предмет обучения с удовольствием.
Основная цель применения здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ - создание у воспитанников тех навыков, умений и знаний, которые позволят им жить полноценной жизнью с минимальным количеством ограничений, а также помогут привить культуру здоровья. Использование подобных обучающих методик в работе с детьми с ОВЗ играет значимую роль в их полноценном и всестороннем развитии, адаптации к современному социуму. Принципы здоровьесберегающих технологий: создание особой, доброжелательной среды, индивидуальная работа с каждым ребенком; гармоничное сочетание воспитания и оздоровления непосредственно в стенах учебного заведения; Данная разновидность педагогических технологий образования детей с ОВЗ выступает не только как образовательный фактор, но и как превосходный способ укрепить здоровье ребенка, воспитать волю к победе и развить навыки командной деятельности.
В технологии дифференцированного обучения детей с ОВЗ различают два подхода к учебному процессу: индивидуальный и дифференцированный. Для успешного внедрения данного вида технологий детей во время урока можно делить на условные группы. По возможностям и непосредственно результату, который ожидается достичь в процессе обучения, воспитанникам предлагается разный дидактический материал. Задания на выполнение ставятся для каждой условной группы на разном уровне.
Вариантов грамотного внедрения педагогических технологий образования детей с ОВЗ в процесс обучения масса, их можно продуктивно совмещать. При грамотном подходе к учебному процессу у воспитанников растёт самооценка, меняется восприятие окружающего мира относительно собственных возможностей и нивелируются ограниченные возможности здоровья за счет приобретенных навыков, знаний, умений, а также общего благоприятного психологического фона, а это и есть совместный успех в обучении и воспитании.
Список литературы:
1. Герасимова В.А. О методах и приемах использования информационных технологий на уроках. /Интернет и образование, Октябрь, Том 2008, № 1/ http://www.openclass.ru/io/1/metody
2. Е.А. Екжанова и Е.В. Резникова «Основы интегрированного обучения».- М.: Дрофа, 2008.
3. Крючкова О. Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения. Издательский дом «Первое сентября» , 2003 – 2009.
4. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского - М., 1984.
5. Иванов Е.С. Проблема задержки психического развития и дифференцированный подход в учебном процессе // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. – СПб., 1994.
6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
- Рубрика: Другие материалы
- Формат: zip
- Просмотров: 99
- Скачиваний: 12