Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.
Выделяют 3 основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую, нормативную, каждая из которых обладает своими особенностями.
В ходе проектной деятельности воспитанники, исследуют различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирают оптимальный способ решения.
Опыт работы с детьми показывает, что они отдают предпочтения исследовательской и творческой проектной деятельности. Данные проекты способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка в сферу его интересов.
В процессе проведения исследовательских проектов, дети, неохотно идущие на контакт, не пользующиеся популярностью в группе, во время осуществления проекта становятся более активными. И даже экспертами в некоторых областях, приобретая авторитет у сверстников.
Один из таких проектов «В гости к нам пришел портфель». Цель этого проекта заключается в знакомстве детей с историей создания портфеля и его содержимым, с внешним видом портфеля – каким был, и каким стал. Расширение представлений о труде дизайнера, материалах, тканях необходимым для изготовления портфелей. Совершенствование умения детей классифицировать ткани по различным признакам.
Развитие у детей стремления отражать свои представления и впечатления в продуктивной деятельности: сочинении рассказов, стихотворений, сказок, загадок, реклам и в сюжетно – ролевых играх. Развитие фантазии, наблюдательности, любознательности, речи.
Расширения кругозора детей. Подержание у детей желания подражать взрослым, их умению проявлять активность в трудовой деятельности.
Воспитание уважения к мастерам и дизайнерам, к результату их деятельности.
Большим интересом у детей в этом проекте пользовалась продуктивная деятельность, а также встреча с дизайнером, изготовление эскизов новых моделей портфеля, проведение конкурса по изготовлению макета «Портфель будущего», составление творческих рассказов на тему «Кто живет в моем портфеле?».
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
В ходе проектной деятельности у детей расширяются знания об окружающем мире, приобретаются необходимые социальные навыки.
Дети учатся видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, классифицировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного, творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются отношения детей и родителей. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
И в конце хотим отметить, что данная образовательная технология уже много лет применяется на практике. И эффективно влияет на развитие детей, педагогов и родителей.