Совершенствование образовательной и материальной базы школы является одним из основных критериев повышения уровня преподавания и воспитания. Оборудование, используемое преподавателем на уроке, становится его неотъемлемой частью, поскольку работа с ним для учеников является одновременно источником новых знаний и средством для овладения, обобщения, повторения ранее изученного материала.
Учебная и материальная база всего курса биологии - это рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования образовательного и наглядного оборудования. В настоящее время выпускается большое количество методических разработок по этой теме, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета, определяется нормативным документом "Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ". Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований [29, с.36].
Весь курс биологии в общеобразовательной школе призван дать представления ученикам об элементарных знаниях о предметах и явлениях природы, о взаимосвязях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Лидирующими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе и в классе, экскурсии, опыты, практические и лабораторные работы.
Но в условиях урока в школе не всегда возможно непосредственное наблюдение объектов и явлений природы в их естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и концепции могут быть получены с помощью наглядных пособий, которые включают в себя таблицы и изображения, натуральные объекты, раздаточные материалы, фильмы и фрагменты фильмов, мультимедийное оборудование.
На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней и старшей школе. В этой связи использование наглядного материала в ходе изучения дисциплин естественнонаучного блока в системе среднего образования является актуальной и значимой проблемой современной педагогической науки и практики.
В ракурсе вышесказанного целью нашей работы явилось изучение особенностей применения наглядности на уроках биологии в школе
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
- Проанализировать историю формирования понятий наглядности и использования наглядных средств в изучении школьного курса биологии.
- Изучить специфику использование средств наглядности на уроках биологии (разделы Ботаника, Зоология, Человек) в МБОУ СОШ №27 г. Чебоксары в рамках реализации образовательных стандартов разного уровня.
- Разработать практически рекомендации по изученным разделам биологии, отражающие более полное усвоение теоретического материала в школе по биологии.
Объектом исследования является учебный процесс в общеобразовательной школе, а предметом исследования наглядность как дидактический принцип обучения.
Научная новизна. Для более качественного усвоения учебного материала теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность использования наглядного материала в виде презентаций, видеофрагментов, натуральных объектов, муляжей, микропрепаратов по биологии (6-8 классы) на базе МБОУ «СОШ №27» г. Чебоксары.