Новые тенденции преподавания игры на баяне - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 120
  • Скачиваний: 20

Баян как сольный инструмент гораздо моложе инструментов симфонического оркестра, фортепиано или органа. Инструмент со своей первоначальной конструкции (гармоника) получил распространение во многих странах мира, становясь в них национальным инструментом. Обладая такими преимуществами как богатство звучания, несложная конструкция для первоначального освоения, мобильность, стойкость к смене температуры, баян стал истинно народным инструментом. Пройдя бурный этап развития в 20 веке, этот музыкальный инструмент с каждым днем занимает все более прочное место в современном музыкальном мире. Постепенно совершенствуясь, баян становится полноправным концертным инструментом. С появлением многотембрового готово-выборного баяна появилась возможность исполнять переложения для баяна произведений классического наследия композиторов прошлых столетий, что дисциплинирует художественное мышление музыканта, открывает исполнителям доступ к сокровищам культуры, без которой невозможно воспитание музыканта-баяниста. Сегодня баян по существу превратился в небольшой орган, или мини — симфонический оркестр, с огромным диапазоном звучания, богатым тембровым разнообразием. 
Многие молодые исполнители, используя возможности современного инструмента, занимают ведущие места на международных конкурсах и фестивалях, тем самым еще раз подтверждая статус современного баяна как классического инструмента. Благодаря их концертной деятельности повышается интерес к баяну не только в профессиональных кругах, но и в широких массах. Современные молодые композиторы знакомые с возможностями баяна создают уже высокохудожественный баянный репертуар, в корне отличающийся от оригинальных пьес для баяна прошлого века. В концертных пьесах для баяна расширяется круг музыкальных образов, другой становится эстетика звучания инструмента, значительно усложняется и техника игры. Вместе с новыми возможностями появляются и новые приемы исполнения. Многие труды видных педагогов-баянистов посвящены проблемам формирования звука. Воплощение композиторского замысла в реальном звучании инструмента — самая важная, ответственная и трудная проблема любого музыканта, тем более-начинающего. Поэтому начальному этапу обучения в любой современной школе игры на баяне уделяется особое внимание, ведь главные исполнительские навыки необходимо формировать с детства, т.е. в рамках детской музыкальной школы. 
Современные методики обучения игры на баяне ориентированы на готово-выборный инструмент, с его тембровыми и техническими возможностями. Всех их объединяет работа по пятипальцевой системе, длинный донотный период и большое внимание к игровым формам работы на уроке. Ввести ребенка в мир классической музыки, заинтересовать его, позволить ему полюбить инструмент — такую задачу ставят сегодня ведущие педагоги. Приобрести основные навыки игры на инструменте и только после этого аккуратно вводить нотную грамоту. Все методики, учитывая тенденции развития в современном образовании, стремятся раскрыть творческий потенциал ученика, поддерживая его инициативу и любознательность.
В «Современной школе игры на баяне» ведущего исполнителя композитора и педагога В. Семенова хочется выделить следующие моменты: Коснуться методики начального обучения: приемам звукоизвлечения и оригинального дополнительного приспособления, изобретенного опытным педагогом-новатором.
Игра на баяне требует определенных физических усилий. В процессе звукообразования на баяне важную роль принадлежит меху. Но при этом важно сохранить ощущение свободы. Усилия, которые требуются при работе мехом, могут вызвать зажатость отдельных групп мышц или всего корпуса. Наибольшую сложность представляет вертикальное перемещение левой руки вдоль клавиатуры. Семенов советует сделать небольшое приспособление, которое представляет собой мягкий щиток из металлической основы с добавлением тонкого слоя поролона, обтянутый тканью или кожей. Приспособление крепиться к крышке левого полукорпуса. Это позволяет приподнять руку над левой клавиатурой и тем самым обеспечить кисти большую свободу движения. Кроме этого педагог рекомендует прикрепить два небольших деревянных порожка между ремнем и корпусом баяна в верхней и нижней части, чтобы дать свободу передвижения левой руке. 
Роль звукоизвлечения на баяне невероятна высока. Многие баянисты, увлекаясь техническими упражнениями, игнорируют это средство художественной выразительности. Однако именно чуткое, бережное отношение к звуку необходимо прививать учащимся с первых шагов обучения. Хороший педагог и исполнитель должен хорошо знать преимущества и недостатки своего инструмента и умело ими распоряжаться. Если пианист теряет власть над гаснущим звуком, а органист не может придать живость тянущемуся звуку, то баянист имеет возможность управлять звуком по своему усмотрению. Особое значение это имеет при игре протяжных пьес, где необходимо вести и развивать звук. При работе с начинающими В.А. рекомендует следующие упражнения: Учитель и ученик изображают небольшую сценку, где варьируются ритм, динамика и тесситура. Весь способ построен на импровизации на небольшое упражнение. Для развития координации движений Семенов рекомендует упражнение «Эхо». Одни и те же звуки играют поочередно на правой и левой клавиатурах. Педагог должен обратить внимание на начало продолжение и окончание звука. Особо выделяет В.А и приемы работы с большим пальцем правой руки. Игра пяти пальцами правой руки – новый прием в процессе обучения на баяне. Подготовка этого пальца необходима для успешного освоения позиционной техникой игры, т.к. он отличается и формой и положением. Семенов рекомендует начать с освоения легкого удара по клавише во второй и третьей позиции. Потребуется немало времени для того, чтобы появились ловкость и автоматизм движений первого пальца. Остальные пальцы, не участвующие в работе должны оставаться 
В методике И. Пурица важно отметить, что обучение проходит на готово-выборном баяне с тремя рядами в правой и левой руке. Занятия на таком инструменте имеют свои преимущества. Так, например трехрядный баян намного легче пятирядных инструментов, что позволяет снять лишнюю нагрузку на корпус, сделать движения рук свободными. Три ряда для правой и левой рук позволяют ребенку быстрее начать ориентироваться в клавиатуре, способствует пропорциональному развитию техники обеих рук. Ну и конечно занятия в классе на готово-выборном инструменте позволяют расширить репертуар начинающего баяниста, обогатить его музыкой композиторов классиков. Как и в школе В.А.Семенова занятия с ребенком начинаются без изучения нотной грамоты, т.н. «донотный» период длится у Пурица в отличие от Семенова от одного до нескольких месяцев. Очень интересен метод от «целого к частному». На первом уроке ребенка не сажают за инструмент, ученик должен визуально познакомиться с баяном. Увидеть вертикальные и диагональные ряды, которые по виду напоминают горки. Сравнить, как чередуются на инструменте черные и белые клавиши. После этого ученика подводят к инструменту и предлагают провести подушечкой второго пальца по вертикали и по диагональным рядам, которые мы называем «хроматическими горками». Это расположение кнопок баяна и есть хроматическая гамма, которая является алфавитом баянной клавиатуры.
По звукам хроматической гаммы в прямом движении играются основные на данном этапе обучения ритмические формулы. И.Г. Пуриц называет их — «ритмические блоки». Начинают с освоения ритмического рисунка. Ритм мелодии простукивают, проигрывают с подтекстовкой. Потом ребенок исполняет этот ритм-блок одноголосно. Потом вводят игру малыми терциями и уменьшенными аккордами. Игру малыми терциями и аккордами можно ассоциировать с игрой в два, три и четыре этажа. На маленького ребенка такие сравнения будут оказывать стимулирующее воздействие при освоении двойных нот и аккордов. Это позволяет уже на начальном этапе обучения играть более сложные и интересные мелодии и пьесы. 
Пока ученик не будет уверенно ориентироваться на клавиатуре, подбирать по слуху несложные мелодии и транспонировать их, не рекомендовано переходить на игру по нотам. Постепенно ребенок обучается основным навыкам взаимосвязи движения и слуха. И здесь очень важно, чтобы приобретенные фактурные навыки (формулы-рисунки) находили свое применение в художественном материале.
Необходимо сказать, что, как и во всех современных методиках обучения на инструменте, в школе И. Пурица широко применяются творческие формы работы. Например, движение под музыку, транспонирование. Особенности строения инструмента заставляют искать нестандартные методики для освоения клавиатур. Начинают обучение с небольших упражнений в 2-3 ноты, которые потом служат основой для небольших пьесок. Именно эти пьесы потом подбирают на слух и транспонируют, используя метод от частного к целому.
Стоит отметить, что в отличие от школы Семенова в методике Иосифа Пурица большой палец правой руки в течение двух-трех недель остается за грифом. Это позволяет создать дополнительную точку опоры при движении руки по грифу. Пятипальцевую систему на начальном этапе применяют позднее. 
Санкт-петербургская школа им. В.В. Андреева стала развиваться в несколько другом направлении. Творческий коллектив преподавателей создал и теоретически обосновал свою оригинальную авторскую программу, по которой уже несколько лет сплоченно работает весь коллектив. Основа этой методики — комплексная программа обучения музыке на уроках по специальности. Кроме репродуктивного направления, появился и второй путь воспитания юных музыкантов — творческий. Педагоги школы разработали и внедрили творческие разделы обучения: подбор по слуху, транспонирование, сочинение мелодий на предложенные стихи, игра кадансов, гармонизация одноголосных мелодий из песенных сборников по буквенно-цифровой системе, чтение с листа. Все эти разделы обучения и способы проверки ЗУН заложены в годовых и зачетно — экзаменационных требованиях. Удачное сочетание в программе исполнительства и творчества превращает занятия музыкой в приятный и увлекательный процесс. Обучение на баяне начинается по слуховому методу- с подбора знакомых мелодий, песенок, попевок. Подбор по слуху центральный раздел программы творческого музыцирования. В этом ему помогает освоить детям элемент такого раздела программы как изучение кадансов. На их основе обучаются элементарной импровизации, включая творческое воображение. На основе простого каданса ставятся различные задачи. Например, фактурное изменение, игра в других тональностях, игра секвенций, игра в различных жанрах (марш, вальс, полька). В старших классах каданс усложняется. Развернутый каданс становится основой импровизации. Здесь он предстает как творческое преломление в свободном изложении. Импровизация, в свою очередь, тесно связана с сочинением, где творческий процесс, имеет более завершенную форму. В первых опытах сочинительства будет возможно много изобразительности и программности. Большинство детских сочинений являются перенесенной на бумагу импровизацией. Другая форма творческого музыцирования — сочинение молоди на текст. Этот вид творчества выявляет сходство между музыкальной интонацией и интонацией человеческой речи. Если ученик научиться «слышать» и понимать музыкальную интонацию как речевую, можно быть спокойным за качество исполнения. Конечно программа творческого музыцирования не ставит своей целью обучению композиции. Она является лишь средством мотивации ученика. Благодаря ей стало возможным не только определить потенциальные творческие возможности ученика, но и овладеть различными исполнительскими навыками в процессе обучения игре на инструменте. 
Изучив представленные методики преподавания баяна в школе, можно сделать вывод, что современные преподаватели баянного искусства шагают в ногу с инновационными образовательными стандартами. В основе всех трех методик лежит принцип наглядности и доступности. Акцент в своей работе педагоги делают не на освоении инструментом, а на повышении общей мотивации учащихся посредством раскрытия их творческого потенциала, что достигается различными приемами, но служит достижению единой цели. Воспитание творчески активной личности, которая сможет реализовать себя в быстро развивающемся информационном мире.

Список используемой литературы.


  • Власов В.П., «Методика работы баяниста над полифоническими произведениями», Москва, 2004 г.

  • Липс Ф., «Искусство игры на баяне», Москва, «Музыка», 2004 г.

  • Липс Ф., «Об искусстве баянной транскрипции», Москва, «Музыка», 2007 г

  • Пуриц И., «Методические статьи по обучению игре на баяне», Москва, 2009 г.

  • Семенов В.А., «Современная школа игры на баяне», Москва, «Музыка», 2007 г.

  • Государственное образовательное учреждение Санкт-Петербургская детская музыкальная школа имени В.В. Андреева, «Программа по баяну и аккордеону», Санкт-Петербург, 2008 г.

  • Государственное образовательное учреждение Санкт-Петербургская детская музыкальная школа имени В.В. Андреева, «Авторская школа», Санкт-Петербург, «Композитор», 2008 г.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: