Система учебных заданий по теме «Введение в программирование»
В процессе реализации компетентностного подхода на уроках информатики с целью формирования ключевых компетенций, мы будем придерживаться самой, на данный момент, распространенной является классификация А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы ключевых компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции,
2. Общекультурные компетенции,
3. Учебно-познавательные компетенции,
4. Информационные компетенции,
5. Коммуникативные компетенции,
6. Социально-трудовые компетенции,
Задания направлены на формирование различных ключевых компетенций или их комплекса. Преимущественно выбрана групповая форма работы в силу её положительного влияния на формирование коммуникативных и социально-трудовых компетенций вне зависимости от самих заданий
Задание 1
Цель: Формирование ценностно-смысловых компетенций учащегося.
Название: «Дискуссия «Развитие языков программирования: польза или вред»»
Форма проведения: Учитель организует круглый стол и ставит вопрос на обсуждение: к чему может привести развитие языков программирования? При необходимости (неактивности учащихся, воздержания от комментариев), учитель делит класс пополам и предлагает одним обдумать и отстоять позицию «Развитие языков программирование – благо для человечества», а другим «Развитие языков программирование – зло»
Примеры суждений:
1. Развитие языков программирования может привести к такому росту роли машин в нашей жизни, что однажды это может стать угрозой для человечества.
2. Развитие программирование – основной аспект прогресса, развивая способы управления механическими, цифровыми, сетевыми и другими устройствами человек способен покорить вселенную!
Задание 2
Цель: Формирование коммуникативных и информативных компетенций учащегося.
Название: «Дискуссия «Мой язык программирования самый лучший»».
Форма проведения: Деление на группы по 3-4 человека. Группам даётся язык программирования и доступ в интернет на 5 минут. Их задача найти аргументы в пользу своего языка программирования и если останется время – контраргументы к языкам других групп.
Задание 3
Цель: Формирование общекультурных компетенций учащегося.
Название: «Обращение к поэзии».
Форма проведение: Написать программу на языке Paskal подсчитатывающую количество гласных символов/пробелов/согласных символов/ точек и запятых в стихотворении с первого по четвёртый абзац произведения А.С. Пушкина Евгений Онегин. Абзацы и задание выдаётся по вариантам в качестве дополнительного элемента контрольного мероприятия.
Задание 4
Цель: Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Название: «Проект: редкие языки программирования»
Форма проведение: Группы по 4-5 человек создают совместную презентацию на 5 слайдов, рассказывая о сложном и редкоприменяемом языке программирования. Задача – понять принцип работы языка (в общих чертах) понять смысл его изобретения и причину редкого использования.
В качестве примера могут быть взяты такие языки как ассемблер, шекспир, шеф, интеркал и другие.
Задание 5
Цель: Формирование коммуникативных и информационных компетенций.
Название: «Эстафета: Создатель-исполнитель».
Форма проведения: Класс делится на группы по 3-4 человека. Одна группа придумывает программу на языке паскаль по теме «Условный оператор «IF, THEN, ELSE»» с выводом буквенно-числовых данных, не более 30 строк.
Другая группа угадывает принцип работы и объясняет механику получения результата. Оценивается сложность программы и скорость понимания алгоритма.
Пример программы:
var
a,b,c: integer;
begin
write('a=');
readln(a);
if a < 0 then
begin
a:=a-0,8;
b := c;
if (a <= 0) or (a = (-1)) then
begin
c := a;
a := a-1;
b := c;
if a > 0 then
begin
c := a;
a:=a+1,1;
b := c;
end
end
end
else
writeln(a);
readln;
end.
Вопрос: Какое число выведет программа, если в качестве исходных данных будет введено число (-0,2);
Ответ: (-2);
Задание 6
Цель: Формирование информационных компетенций.
Название: «Кем ты хочешь быть?»
Форма проведения: Задания для закрепления материала (составление логических, арифметических вычислительных и другие программы из УМК[3]) подгоняются и группируются по профессиям и ученику предоставляется выбор согласно его уровню профориентации на данный момент.
Пример задач:
Задача 1.
Когда вы садились в лодку, ваша шляпа упала в воду, но вы этого не заметили. Скорость течения реки 2,5 км/ч. Шляпа поплыла вниз по течению. Тем временем вы плыли вверх против течения реки со скоростью 4,75 км/ч (относительно воды). Спустя 10 мин вы заметили пропажу, развернули лодку и поплыли вниз по реке догонять шляпу. Через какое время вы поймаете шляпу?
Задача 2.
Путешественник, у которого есть золотая цепочка из 7 звеньев, должен остановиться в уединенном отеле на 7 ночей. Плата за каждую ночь в отеле составляет одно звено его цепочки. Какое наименьшее число звеньев надо разрезать, чтобы путешественник мог платить владельцу отеля одно звено каждое утро, не внося плату заранее?
Задача 3.
На некоторой планете Х деревья растут очень быстро. За день пока солнце поднимается и находится в зените, они вырастают на 1 м, когда же солнце заходит, их рост сокращается на 10 см. На какой день высота нового дерева превысит 4,5 м?
Такого рода задачи направлены на учеников, обладающим желанием и способностями к прикладным профессиям, таких как инженерия, научная деятельность, сфера ИТ и так далее.
Задание 7
Цель: Формирование информационных компетенций с элементами подготовки к ОГЭ по математике.
Название: «Вспомним математику»
Форма проведения: В течении урока с учениками прорешиваются и разбираются на доске и записываются в качестве программ следующего типа задачи:
1. Написать программу, которая преобразует дробное число в де- нежный формат. Например, число 25.5 преобразуется в 25 руб. 50 коп. 4. Написать программу, которая пересчитывает временной ин- тервал, заданный в минутах, в количество часов и минут. Например, число 150 преобразуется в 2 ч 30 мин.
2. Написать программу, которая переводит вес, заданный в фун- тах, в килограммы (1 российский фунт = 409.5 г).
3. Написать программу, которая вычисляет время, через которое встретятся движущиеся навстречу друг другу автомобили, если их скорости V1 и V2, а начальное расстояние между ними – S.
Задания абсолютно типовые и берутся из учебников. Суть задания не только в умении математически и логически решать подобные довольно простые задачи, но и в способности учащегося написать основанный на умении их решать работоспособный код.
Задание 8
Цель: Формирование информационных и учебно-познавательных компетенций с элементами подготовки к ОГЭ по математике.
Название: «Не Паскалем единым…»
Форма проведения: Учеников делим на группы по 3 человека и даём им задание - написать на 3 языках программирования программу алгоритма вычисления площади и периметра квадрата со стороной А. Сами языки ученики ищут в интернете. На поиск даётся около не более 5 минут. Учитель «утверждает» выбор учеников и даёт команду начать написание программ. На это отводится до 20 минут.
Задание 9
Цель: Формирование информационных и учебно-познавательных компетенций с элементами подготовки к ОГЭ по математике.
Название: «Полиндром»
Форма проведения: Фронтальный вид взаимодействия. Объясняем учащимся следующее понятие: палиндром. Натуральное число называется палиндромом, если он одинаково читается с обеих сторон.
Возьмем любое число, если оно не палиндром, то перевернем его и сложим с исходным, и так до тех пор, пока не получим палиндром. Для любого заданного числа определить число шагов до получения палиндрома.
Задание 10
Цель: Формирование социально-трудовых, коммуникационных, а также информационных и учебно-познавательных компетенций.
Название: «Схема-мозаика»
Форма проведения: Учитель делит класс на группы по 4-5 человек и раздаёт им заранее приготовленные конверты с мозаикой, из которой они должны собрать схему устройства компьютера. Раскладываются паззлы (см рис. 1.) по следующим правилам: шины и кабели кладутся концами на карточки соединяемых устройств, устройства вставляющиеся в другие устройства напрямую кладутся сверху (процессор и платы оперативной памяти кладутся на материнскую плату, например).
Рис. 1. Набор паззлов для задания «Схема-мозаика»
Команда победитель освобождается от домашнего задания. Второе место – засчитывается половина домашних упражнений, а третье – треть.
Подытожим: в целом, большинство авторов сходятся во мнении, что компетентностью нельзя "владеть" - это не сумма чего-то, что можно освоить как, например, сумму знаний, умений и навыков. Но компетентность может формироваться (в процессе освоения того или иного вида деятельности) и может проявляться - в том, насколько успешной будет у человека эта освоенная им деятельность. Возникает вопрос - как помочь ребенку стать потенциально компетентным в любом виде деятельности, с которым его может столкнуть жизнь. Вот тут-то и может идти речь о так называемых ключевых компетенциях как об особых способностях, которые и позволяют человеку максимально эффективно становиться компетентным в тех или иных областях деятельности. Таким образом на нас как на будущих педагогов ложится непростая задача