В условиях перехода на 12-летние образование, целью которого является повышение качества образования за счет нового результата образования - остро встает вопрос о традиционной и не традиционной системах обучения. Основной недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что учителя реализуют чаще всего лишь одну функцию знаний - информационную, оставляя в стороне другую, не менее значимую, - развивающую.
Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учеников надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать их учебно-познавательным аппаратом. Ученик получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может самостоятельно вырабатывать способы решений поставленных проблем. Следует отметить, что в сохранении активности мыслительной деятельности на уроке и дома играет интерес учащегося к тому, что он делает. Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащегося, является самостоятельная работа.
Именно поэтому и объясняется особое внимание, уделяемое этому методу учебной деятельности в новом «Государственном общеобразовательном стандарте образования Республики Казахстан», предусматривающем 12-летний период обучения в общеобразовательной школе.
Самостоятельная работа учащихся в настоящее время становится одним из важных методов обучения. Самостоятельная учебная работа при нарастающей её сложности и трудности развивает познавательные способности учащихся, содействует выработке учебных умений и навыков, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания более осмысленными и глубокими.
Самостоятельная работа тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплину учебного труда. В школе, особенно в начальных классах, почти каждый урок включает упражнения, выполнение которых связано с самостоятельными действиями ученика.
При этом самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:
- Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т. д.;
- Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
- Поддерживание интереса к деятельности учащихся вообще;
- Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность;
- Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.
Важнейшим направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Чтобы преподаватель мог активно вмешиваться в процесс учебного познания и управлять им, необходимо:
- разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
- совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
- осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
В работе учителей необходимо чаще использовать различные элементы самостоятельной работы учащихся. На занятиях необходимо ориентироваться на всех учащихся группы, имея в виду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Такой подход побуждает к работе сильного ученика и двигает к работе слабого.
Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения применяют тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах учителя стараются включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.
При изучении математики учащиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. На уроках должна быть видна картина подготовленности группы и осуществлялась обратная связь (учащиеся – преподаватель). Для этого используются математические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.
Учащихся следует обучать умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной и периодической литературой. Навыки, полученные учащимися в процессе самостоятельной работы, используются ими в решении задач, в работе с учебником в классе и дома.
Не стоит забывать и о том, что самостоятельная работа может быть проведена в занимательной форме, что, несомненно, повышает интерес учащихся к её выполнению.
Но часто для учителя встает проблема, как организовать самостоятельную работу учащихся, какому виду самостоятельной работы отдать предпочтение. Данное пособие предназначено для студентов педагогических колледжей, педагогических ВУЗов и для учителей начальной школы, с целью ознакомления с различными видами самостоятельной работы. Пособие включается в себя различные виды самостоятельной работы по математике для учащихся вторых классов, которые учитель может применять как в чистом виде, так и в измененной форме, как часть урока, или раздаточный материал, с целью накопления оценок. К каждому разделу подобраны дидактические карточки, соответствующие определенному виду самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы на уроках математики.
Самостоятельная работа учащихся будет эффективной лишь в том случае, если учитель систематически учит их рациональным приёмам самостоятельной учебной деятельности и правильно осуществляет руководство всей самостоятельной работой. В данной главе мы рассмотрим подробнее некоторые виды самостоятельной работы и методы их организации на уроках математики. Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, когда свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, формы её выполнения должны вызывать у учащихся, желание выполнять работу до конца.
За последние годы довольно широкое распространение получила самостоятельная работа учащихся с у ч е б н о й к н и г о й на уроках по различным предметом и при подготовке к семинарским занятиям. Но она ещё не всегда организуется так, что учит школьников сознательному и самостоятельному приобретению знаний.
Работа с книгой
Работа с книгой помогает формировать навыки самостоятельного труда учащихся и способствовать развитию их мыслительной деятельности в том случае, если она проводится по строго продуманной системе учебно-логических заданий. Нахождение ответов на поставленный вопросы по одному или нескольким источникам, сравнение и сопоставление фактов и явлений, аргументация правил и научных положений материалом, содержащимся в книге, составление плана статьи или отрывка из художественного произведения, графические работы и заполнение различных таблиц по материалу учебника или по другим источникам - вот далеко не полный перечень возможных заданий учащимся при работе с книгой. Совершенно ясно, что, чем старше возраст и лучше учебная подготовка школьников, тем чаще самостоятельная работа с книгой может быть использована для вооружения их знаниями по целой теме или сложным учебным вопросам.