Организационная модель внеурочной деятельности в санаторной школе-интернате - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 144
  • Скачиваний: 2

Организационная   модель   внеурочной деятельности в  санаторной школе-интернате

                

           «Санаторная школа-интернат г. Петровска»  –  образовательное учреждение для  детей, нуждающихся в длительном лечении.  Организация внеурочной деятельности, как одно из  направлений реализации  Федерального государственного образовательного стандарта, приобретает особое значение в условиях  нашей школы.

Внеурочная деятельность –это деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации  и является  одной из форм организации свободного времени учащихся.  Нормативно-правовой  основой организации внеурочной деятельности в школе являются  Положения  о  внеурочной  деятельности,  о  дополнительном образовании,  

о  программах дополнительного образования детей,  порядке их рассмотрения  и   утверждения   в  ГБООУ «Санаторная школа-интернат

 г. Петровска» 

Цель   внеурочной  деятельности: формирование единого образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития ценности здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов образовательного учреждения и выстраивания индивидуальной образовательной программы обучающихся.

Внеурочная деятельность направлена на достижение   воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.   

Внеурочная деятельность осуществляется через:

- дополнительные образовательные программы (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы учреждений дополнительного образования города (Центр внешкольной работы);

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность воспитателей групп и групп продленного дня;

- деятельность иных педагогических работников (педагога-психолога, учителя-логопеда, библиотекаря, руководителя музея) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

Школа предлагает  различные виды  внеурочной деятельности  по следующим направлениям:   научно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, патриотическое, общественно-полезная и проектная деятельность.

Внеурочная деятельность  предоставляет возможность свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;  стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор.

Организационная   модель   внеурочной деятельности,  реализуемая в школе-интернате– модель на  основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения -предполагает, что в ее реализации принимают участие все имеющиеся педагогические работники данного учреждения (учитель, воспитатель, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог,  учитель-логопед, библиотекарь, руководитель музея).  Координирующую роль играют классный руководитель  и воспитатель класса, которые   содействуют  выбору  объединений по интересам, поддерживают мотивацию к занятиям, привлекают родителей к совместной деятельности.

Художественно-эстетическое  направление  внеурочной деятельности является одним из приоритетных  в школе-интернате. Это обусловлено  не только   25-летней   историей  и традициями  образовательного учреждения,  кадровыми  (2 учителя музыки, педагог-хореограф) и материально-техническими  условиями   (зал для занятий, аппаратура, костюмы).  Музыкальные занятия по интересам   (пение, танцы)   выбирают ежегодно  не  менее     90%  учащихся  класса  и  80%  родителей первоклассников.

Анализируя  организацию внеурочной деятельности, можно сформулировать   следующие   характеристики внеурочной деятельности:

   -ориентированность на образовательные запросы обучающихся и  их   родителей;

   -принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

   -использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)

   -согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли   школы;

-направленность  на достижение   воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, а также обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе и  улучшение  условий для развития ребенка.

В рамках внеурочной деятельности под руководством кл. руководителя и воспитателя  реализованы несколько коллективных  проектов, их результаты представлены родителям учащихся. Результаты занятий в объединениях «Вокал» и «Хореографическое развитие ребенка»   показаны на общешкольных мероприятиях  Школьная звезда и Звездный бал.

Занятия в творческих  объединениях  способствуют    осознанию  своей этнической принадлежности, приобщению  учащихся к мировой культуре, формированию  способности к духовному освоению художественных ценностей, приобщение через искусство к эмоционально-нравственному опыту человечества;  формированию эстетических   потребностей , ценностей, начальных  навыков   адаптации в динамично изменяющемся  мире,   мотивации  деятельности   и   самооценке   на основе критериев успешности этой деятельности,   уважительного  отношения  к  культуре других народов;   навыков сотрудничества в разных ситуациях,  доброжелательности  и эмоционально-нравственной  отзывчивости          

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности включает в себя следующие критерии: результаты усвоения программы, сотрудничество  с другими объединениями и учреждениями дополнительного образования,  процент   участия   занимающихся в школьных и городских  конкурсах, праздниках, вовлеченность   детей в социально-значимую деятельность, сохранность контингента занимающихся к концу года, удовлетворенность учащихся  и родителей занятиями    и востребованность объединений на следующий  учебный  год. Также используется  накопительная система оценивания (портфолио).  По итогам 2014-2015 уч. года   можно отметить положительные результаты по  всем критериям. Все учащиеся, занимающиеся в творческих объединениях, продемонстрировали   свои достижения  на школьных  праздниках, концертах для родителей.   

Фактором   риска   может стать  в дальнейшем   отсутствие достаточного финансирования           в системе  дополнительного образования.  Пути решения: организация  внеурочной деятельности  художественно-эстетического направления    воспитателями групп, имеющими музыкальное образование, а также сотрудничество с Центром внешкольной работы города

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: