Организационная модель внеурочной деятельности в санаторной школе-интернате
«Санаторная школа-интернат г. Петровска» – образовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении. Организация внеурочной деятельности, как одно из направлений реализации Федерального государственного образовательного стандарта, приобретает особое значение в условиях нашей школы.
Внеурочная деятельность –это деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации и является одной из форм организации свободного времени учащихся. Нормативно-правовой основой организации внеурочной деятельности в школе являются Положения о внеурочной деятельности, о дополнительном образовании,
о программах дополнительного образования детей, порядке их рассмотрения и утверждения в ГБООУ «Санаторная школа-интернат
г. Петровска»
Цель внеурочной деятельности: формирование единого образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития ценности здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов образовательного учреждения и выстраивания индивидуальной образовательной программы обучающихся.
Внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная деятельность осуществляется через:
- дополнительные образовательные программы (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования города (Центр внешкольной работы);
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- деятельность воспитателей групп и групп продленного дня;
- деятельность иных педагогических работников (педагога-психолога, учителя-логопеда, библиотекаря, руководителя музея) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.
Школа предлагает различные виды внеурочной деятельности по следующим направлениям: научно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, патриотическое, общественно-полезная и проектная деятельность.
Внеурочная деятельность предоставляет возможность свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности; стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор.
Организационная модель внеурочной деятельности, реализуемая в школе-интернате– модель на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения -предполагает, что в ее реализации принимают участие все имеющиеся педагогические работники данного учреждения (учитель, воспитатель, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, учитель-логопед, библиотекарь, руководитель музея). Координирующую роль играют классный руководитель и воспитатель класса, которые содействуют выбору объединений по интересам, поддерживают мотивацию к занятиям, привлекают родителей к совместной деятельности.
Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности является одним из приоритетных в школе-интернате. Это обусловлено не только 25-летней историей и традициями образовательного учреждения, кадровыми (2 учителя музыки, педагог-хореограф) и материально-техническими условиями (зал для занятий, аппаратура, костюмы). Музыкальные занятия по интересам (пение, танцы) выбирают ежегодно не менее 90% учащихся класса и 80% родителей первоклассников.
Анализируя организацию внеурочной деятельности, можно сформулировать следующие характеристики внеурочной деятельности:
-ориентированность на образовательные запросы обучающихся и их родителей;
-принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
-использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)
-согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли школы;
-направленность на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, а также обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе и улучшение условий для развития ребенка.
В рамках внеурочной деятельности под руководством кл. руководителя и воспитателя реализованы несколько коллективных проектов, их результаты представлены родителям учащихся. Результаты занятий в объединениях «Вокал» и «Хореографическое развитие ребенка» показаны на общешкольных мероприятиях Школьная звезда и Звездный бал.
Занятия в творческих объединениях способствуют осознанию своей этнической принадлежности, приобщению учащихся к мировой культуре, формированию способности к духовному освоению художественных ценностей, приобщение через искусство к эмоционально-нравственному опыту человечества; формированию эстетических потребностей , ценностей, начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире, мотивации деятельности и самооценке на основе критериев успешности этой деятельности, уважительного отношения к культуре других народов; навыков сотрудничества в разных ситуациях, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности включает в себя следующие критерии: результаты усвоения программы, сотрудничество с другими объединениями и учреждениями дополнительного образования, процент участия занимающихся в школьных и городских конкурсах, праздниках, вовлеченность детей в социально-значимую деятельность, сохранность контингента занимающихся к концу года, удовлетворенность учащихся и родителей занятиями и востребованность объединений на следующий учебный год. Также используется накопительная система оценивания (портфолио). По итогам 2014-2015 уч. года можно отметить положительные результаты по всем критериям. Все учащиеся, занимающиеся в творческих объединениях, продемонстрировали свои достижения на школьных праздниках, концертах для родителей.
Фактором риска может стать в дальнейшем отсутствие достаточного финансирования в системе дополнительного образования. Пути решения: организация внеурочной деятельности художественно-эстетического направления воспитателями групп, имеющими музыкальное образование, а также сотрудничество с Центром внешкольной работы города