Тема урока: Оперный жанр в творчестве композиторов XIXвека.
Цель урока: знакомство с музыкальными образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе и балета «Кармен-сюита» Р.Щедрина
Задачи:
-создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитии музыкальных образов, структуре отдельных номеров, формирование понятий опера, увертюра, хабанера, сегидилья.
-развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать делать выводы.
-воспитать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.
Тип урока – изучение нового материала.
Сценарий урока
- I. Моб. начало. Приветствие. Готовность к уроку.
- II. АОЗ. Сегодня мы обратимся кмузыке театрального жанра.
Давайте вспомним, какие произведения относятся к этому жанру? Что такое опера, балет (жанр музыкально-драматического искусства, основой которого является либретто, т е литературный сюжет) Совместное целеполагание.
III. Откр-е нового знания. Сообщение – биография Ж. Бизе
(Записать. Жорж Бизе (1838-1875) – французский композитор). Жорж Бизе́ — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».
Родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию.Настоящую известность и славу принесла композитору симфоническая музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 г.); впоследствии из неё были составлены две оркестровые сюиты.
В 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле П. Мериме.
Произведение при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.
Кармен - это женское имя испанского происхождения. Самым известным обладателем этого имени является цыганка, вымышленный персонаж новеллы Проспера Мериме. Жорж Бизе обращается к сюжету и пишет оперу «Кармен». Одним из первых музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский: «Опера Бизе – шедевр. Одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. События в опере развиваются на фоне испанской жизни. Эта жизнь полна ярких красок, зажигательных танцев и темперамента простого испанского народа.
Действие происходит в Испании, около 1830 года. В опере рассказывается история любви и гибели ее главных героев – солдата Хозе и цыганки Кармен.
В опере 4 действия. С чего обычно начинается опера? (Опера обычно начинается с Увертюры В чем главный замысел Увертюры? (Увертюра раскрывает весь главный замысел оперы.) По характеру Увертюры мы получаем представление о спектакле в целом.
- IV. Пост.учеб. задачи. Слушание музыки.
Увертюра к опере «Кармен» ( часто звучит как самостоятельная пьеса, отдельно от оперы), «Хабанера» (испанский танец), «Сегидилья»(испанский народный танец, еще одна характеристика Кармен, сопровождается пением под аккомпанемент гитары, кастаньет и др.), «Куплеты Тореадора» (хар-ка Эскамильо, участник боя быков на арене цирка), ария Хозе (образ влюбленного), финальная сцена (является самой запоминающейся сценой всей оперы).
Хозе безумно любит Кармен, давно забыл про невесту, вот только Кармен меняет свои чувства по настроению, и Хозе ей наскучил. Ведь на горизонте появился Эскамильо, богатый и знаменитый, который пообещал дать бой в ее честь. Финал предсказуем и трагичен. Как Хозе не умолял Кармен вернуться к нему, она в резких выражениях говорит, что все кончено. Тогда Хозе убивает свою любимую, чтобы она не досталась никому
V. Первич. закрепление.
Русский композитор Родион Константинович Щедрин тоже задумал создать образ Кармен на сцене, только не оперной, как у Бизе, а на балетной сцене.
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Oтец Щедринa был музыкантом. В довоенном детстве Родион Щедрин часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного довольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что Щедрин рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял.
Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопрос о музыкальных занятиях Щедринa возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. В 1943 году Щедрин удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие "акции" наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовское училище.
Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником: это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором.
По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы и исполнители - Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловский, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования - это был, пожалуй, его первый успех в композиции.
В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. В консерватории Щедрин занимался сразу на двух факультетах - фортепианном и композиторском.
С самого начала своего творчества Щедрин предпочитает выход на все новые и новые "орбиты". Экспериментатор и "рисковый человек" по натуре, Родион Щедрин начал с самого главного: с постижения художественного мышления своего народа. Он упорно учился мыслить и говорить на родном музыкальном языке, и язык добром отплатил ему за любовь и настойчивость.
Впервые все это проявилось в Фортепианном концерте и в балете "Конек-Горбунок", созданных в середине 1950-х годов, потом появилось множество других музыкальных произведений:
Давайте ещё раз вспомним, что такое «сюита»? (Сюита-инструментальное произведение, которое состоит из нескольких разных по характеру номеров. )
Так вот, в Кармен-сюите Щедрина 13 номеров и все они созданы с помощью транскрипции.(Транскрипция- от латинского слова transcription- переписывание, переработка, переложение музыкального произведения.)
Композитор перенёс действие на арену цирка. История любви и смерти Кармен, её жизнь воспринимается как своеобразная коррида, ставка которой-жизнь.Вся драматургия балета выстраивается на развитии трёх основных образов:Кармен, Хозе и тореадора Эскамильо ,раскрывая сильный, свободолюбивый и непокорный характер девушки цыганки.
В отличие от оперы, в балете нет массовых сцен. Вместо конкретных людей- бесчувственные маски, которые окружают главных героев.
Сейчас мы послушаем вступление к балету Р Щедрина «Кармен -сюита» и сравним его с увертюрой из оперы «Кармен» Ж. Бизе и их.
Что стремился показать Бизе в увертюре? (Характер героев и сюжет оперы).
Какие темы услышали? Их характер? Повторяет ли Щедрин в своём балете темы из оперы Бизе? Какая новая тема появляется во вступлении к балету?
Какие инструменты использовал Щедрин? (Колокола)
Почему? Чтобы напомнить о трагическом финале). Ещё Щедрин использовал музыкальный инструмент под названием виброфон, чтобы выделить мелодию. ( Виброфон- муз. инструмент, похожий на ксилофон, но различается по-своему строению и звучанию)
А теперь послушайте музыкальные характеристики Кармен в балете и посмотрите видео «Выход Кармен и Хабанера», №5.
- VI. Самост. работа. Просмотр видеоролика, слушание
Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? Что отличает звучание музыки Щедрина от оперных номеров? В чём проявляется оригинальность звучания оркестра? Какую главную тему раскрывают оба произведения: и опера, и балет? (Тема любви)
Продолжением этой темы будет и наше хоровое пение.
VII. Вкл-ие в сист. знаний. Исполнение песни.
VIII. Рефлексия деят-ти.
1.С каким музыкальным произведениями мы сегодня познакомились?
2.Кто автор?
3.Какое произведение было взято за основу написания оперы и балета?
4.Какую историю раскрывают и опера, и балет? (Историю любви и гибели простых людей из народа- солдата Хозе и цыганки Кармен)
5.Какую главную тему раскрывает музыка Бизе и Щедрина? (Любовь)
Совершенно верно, эта тема актуальна для нас и по сей день.
Отсюда следует, что и Проспер Мериме, и Ж. Бизе, и Р.Щедрин провозглашают, что главное чувство-это любовь. И даже заповеди Божии гласят: «Возлюби!» Поэтому давайте любить, творить добро на радость людям и радоваться жизни!
- IX. Дом. задание - знать содержание оперы, краткую биографию Ж.Бизе и Р. Щедрина.