Одушевленные и неодушевленные имена существительные - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 167
  • Скачиваний: 10

Предмет: урок русского языка с элементами ПДД

Класс:  2

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формировать умение   ставить вопросы к именам существительным; определять категории имен существительных.

Предметные: научатся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; учащиеся закрепят умения распознавать живые и неживые предметы.

Личностные: учащиеся научатся воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать умение работать самостоятельно, в группах; развивать речь, внимание, мышление, память; воспитывать любовь к русскому языку.

Предметные: развивать умение находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные;

Метапредметные: развивать навык использования ПДД в жизненной       ситуации

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс, экран, проектор, учебная презентация, карточки с заданием, элемент рефлексии.


1 .Этап мотивации к учебной деятельности.
Приветствуйте, ребята, гостей,

Улыбнитесь друг, другу веселей.

Я желаю всем успехов и добра,

А теперь урок начать пора!

2.Актуализация знаний.

Мы продолжаем наше путешествие по нашему городу «РУССКИЙ ЯЗЫК», где находится очень много улиц.

 

Сейчас с вами побываем на одной из них. А вы мне скажите, как называется эта улица, отгадав загадку:

ЗАГАДКА

Это охранник,

Это пожарник,

Здесь мостовая,

И светофор,

Все так просто и понятно

Увлекательно, занятно

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно (существительное)

  

Сегодня мы отправимся в путешествии по улице под названием «ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

-Что такое существительное?(ответы детей)

Все путешественники ведут дневники наблюдений. Вашим дневником наблюдений является тетрадь. В которой вы будете вести записи. Они должны быть чёткими и аккуратными. Открываем дневники наблюдений и запишем дату нашего путешествия, классная работа.

Перед тем, как отправиться в путь нужно пройти по «каллиграфическому мостику»

3.Минутка чистописания.

 

Послушайте внимательно и повторите чистоговорку:

- Какой звук произносим звонче других в этой чистоговорке? ( звукРр)

-Прописываем строчную и заглавную букву Рр

-Повторяем соединение: ор, дя, ве, оф, ил,

-Запишите предложение

Людям нужен светофор.

Поставьте ударение, подчеркните гласные обозначающие, твёрдость согласных.

 

4.Самоопределение к деятельности

Мы с вами находимся на главной дороге и первая остановка на…  (показ знака пешеходный переход дети отвечают)

-Пешеходный переход

-Что означит этот знак? (ответы детей)

На этой остановке мы повторим словарные слова.

 

Словарные слова:

Ребята, улица, дорога, машина, пассажир, мальчик, девочка, город,шофёр

-К какой части речи относятся все слова? (существительные)

-По какому признаку можно разделить эти существительные? (кто? и что?)

-Распределить по столбикам

Кто?                                         Что?

ребята                                    машина

девочка                                   улица 

мальчик                                   город

пассажир                                 автобус                

 шофёр                                     дорога          

                                                               

-Что вы можете сказать о словах в 1 столбике? (они живые, обозначают людей )

Слова, которые отвечают на вопросы кто? – одушевлённые

- Посмотрите на 2 столбик

- Что они обозначают? ( обозначают неживые предметы)

- Как будут называться существительные, которые отвечают на вопрос что??Слова, которые отвечают на вопрос что? (ответы детей)

-Скажите тему сегодняшнего урока. (ответы детей)

Продолжая экскурсию мы встретили (я показываю знак  светофора)

Дети ответили и сказали для чего нужен светофор.

На стр.48 и 50 прочитайте правило от  тетушки Совы

А теперь немножко отдохнём

ФИЗМИНУТКА «ГЛАЗА»

Игра «День.Ночь»

Если я называю одушевлённые сущ. открытые глазки, неодушевлённые-закрываем глазки:

троллейбус

 трамвай

 водитель

остановка

 обочина

машинист

тротуар

переезд

велосипедист

МОЛОДЦЫ!!!!

  1. Работа по теме урока

Продолжаем работать на стр упр 85 (выполняют на доске и в тетрадях)

 Двигаясь дальше  делаем остановку у детской площадки.

-Какой стоит знак? (дети отвечают)

-Что означает знак?(ответы детей)

Все дети любят играть и мы с вами тоже поиграем

Сначала проведём соревнования и узнаем кто у нас в классе окажется  «Знаток русского языка»

(На столе карточки. Дети берут и раскладывают по столбикам: одушевлённые и неодушевлённые:

 остановка, движение, переезд, транспорт, мопед, обочина, опасность, перекрёсток, стоянка, транспорт, велосипедист, таксист, мотоциклист, водитель, полицейский, инспектор.

У кого больше карточек, тот «Знаток русского языка» получили светофоры.

  

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.Закрепление изученного материала

А теперь проведём игру «Угадай слова»

Из первых слогов каждого слова составить новое слово.

Автомат                                   

Топор

Мопед

Бильярд (Автомобиль)

Вода

Директор

Тельняшка (Водитель)

Тропинка

Туман

Армия (Тротуар)

Свеча

Тормоз

Форма (Светофор)

(Проверка на слайде)

Двигаясь дальше, мы встречаем (я показываю регулировщика)

Дети отвечают. Для чего он нужен на дороге (ответы детей)

Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой

Он не просто здесь стоит

А заданье говорит

Ребята, послушайте внимательно

Работайте в паре  старательно.

На конверте загадка,

А в конверте отгадка,

Отгадав загадку,

Вы сложите отгадку.

Составите 1 предложение с одушевлённым существительным

И 1 предложение с неодушевлённым

Желаю вам удачи!

1-ряд.

Отгадывают загадку

Когда тебе нужно в больницу,

На помощь машина примчится.

Лекарства в ней врач привезёт,

От всяких болезней спасёт.

Ты номер, конечно, помнишь:

03- это (Скорая машина)

(Собирают свою отгадку и составляют2 предложения

2 ряд.Отгадывают загадку

На этой машине белого цвета.

Синеют полоски, мигалка надета.

И цифры ноль два на ней написали.

Чтоб все люди её узнавали

(Полицейская машина

(Собирают отгадку и составляют 2 предложения)

3 ряд. Отгадывают загадку.

Белые полосы на красных боках

Лестницы, вёдра и шланги висят.

Крупно написано на ней ноль один.

Если пожар, то её позови

(Пожарная машина)

(Собирают отгадку и составляют 2 предложения)

7.Итог урока.

Наша экскурсия подходит к концу и я хочу, чтобы у вас на память остались памятки о безопасном поведении на улице

Надо вставить подходящие по смыслу слова, которые ниже записаны

Каждый день … ходит в …    .

Он должен идти по  …    . 

 Переходи дорогу  по   …    …    .

Если нет пешеходного перехода выбери   …   место.

Посмотри    …   и   …    .

Если машины нет   … ,   а если едет    …    .

Будь осторожен!

Не нарушай правила дорожного движения!

Твой друг светофор

( Слова для справок: школьник, школу, дорогу ,тротуару, пешеходному переходу, безопасное, направо, налево, переходи, пропусти)

 

Находят 1 одушевлённое и 1 неодушевлённое имя существительное

Дети выборочно читают и проверка на слайде

8.Рефлексия

У вас на столе светофоры

Если вы готовы продолжить экскурсию по городу «Русский язык» и отправиться в путь на следующую улицу -   зажгите зелёный свет

Если вам надо ещё немножко подумать и осмыслить увиденное и услышанное - зажигаем жёлтый

А если вам надо остаться и пройти эту экскурсию ещё раз, то зажигаем  -красный свет

Молодцы!

Посмотрите, как зажглась и стала яркая наша улица!

 Вы всё освоили , запомнили и никогда не попадёте в беду!

Спасибо за внимание

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: