Народная музыка-энциклопедия жизни народа - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 226
  • Скачиваний: 5

ТЕМА УРОКА

Народная музыка-энциклопедия жизни народа

цель урока

Цель : осознание того, что русская народная песня рождена самой жизнью как единство мелодии и слов, мыслей и чувств человека.

Задачи:

1)      помочь детям понять, что песни всегда рассказывали о жизни, передавали боль и печаль, тревогу и радость простых людей;

2)      познакомить школьников с понятием «музыкальный фольклор»;

3)      охарактеризовать особенности и причины популярности гитары в разные исторические эпохи;

4)      побудить учеников к поиску информации о гитаре в различных источниках;

5)      ввести в разговорную речь  термины: «гитара», «гитарист», «интонация»;

6)      познакомить школьников с личностью русского композитора Ц. Кюи и с его песней «Осень»;

7)      устанвить соответствие между интонационными особенностями русской народной и композиторской музыки на примере песне «Как в лесу, лесу-лесочке», «Тонкая рябина», «Осень».

планируемые личностные результаты образования

- наличие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

планируемые универсальные учебные действия

регулятивные

-развитое художественное восприятие, умение

- осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках;

познавательные

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

-  применение знаково-символических  и речевых средств,   для  решения  коммуникативных и познавательных   задач;

-  готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

коммуникативные

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и д. р.;

- уметь анализироватьхудожественно-образное содержание музыки своего народа.

- уметь воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их  с текстом, ориентируясь на нотную запись.

планируемые

предметные результаты

- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным его видам в музыкально-творческой  деятельности;

-развитое художественное восприятие,  умение оценивать  произведения музыкального искусства, размышлять о музыке как способе  выражения  духовных переживаний  человека;

-  общее понятие  о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном  развитии,  знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной  картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко-культурной,  этнической, региональной самобытности музыкального искусства;

- готовность  применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации  различных проектов во внеурочной и внешкольной деятельности;

-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

-элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

- участие в, исполненинии вокально-хоровых произведений, импровизаций

оборудование для проведения урока

Презентация, музыка

использованные образовательные ресурсы для проведения урока

Учебник для учащихся 4 кл. нач. шк.  Т. В. Челышева, В. В. Кузнецова. – М. : Академкнига / Учебник , 2014. – 160 с.

содержание учебного материала

(не путать с учебными средствами)

время

содержание деятельности учителя и учеников

1.Организационный этап

«Как у наших у ворот»

3 мин.

Учащиеся входят в кабинет под русскую народную песню. Садятся на свои места и слушают до конца.

2 этап. Определение темы урока и ее формулировка

.

5 мин.

- Звучала музыка народная или композиторская?

-Почему вы так думаете?

-Какие русские народные инструменты используются?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Тема «Народная музыка-энциклопедия жизни народа»

3 этап. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся

1 мин.

-Как вы думаете, что мы сегодня должны сделать на уроке?

-Какая у нас цель?

4 этап. Открытие нового знания

5.1. Первичное усвоение новых знаний

Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки».

Слушание песни «Тонкая рябина».

5 мин.

Учитель рассказывает, как сложились русские народные песни, рассказывает про гитару. Ученики анализируют картину гитариста, ищут информацию.

5.2. Первичная проверка понимания

«Как в лесу, лесу-лесочке»

15мин.

-  Мы с вами послушаем русскую народную песню «Как в лесу, лесу-лесочке».

-О чем рассказывается в песне?

- Как вы думаете, при каких жизненных обстоятельствах пели такие песни?

- Охарактеризуйте песню. Обратите внимание на особенности этой песни: поступенное движение мелодии, повторяющаяся интонация, большое количество куплетов, повествовательный характер, распевы.

Песни всегда рассказывали о жизни, о своей боли, печали, тревоге, душе.

Характер песни поэтичный, нежный, ласковый.

- Ребята, как вы думаете, как называется искусство, создаваемое народом и бытующее в народе?

Сейчас мы с вами разучим эту песню.

5.3. Первичное закрепление

Цезарь Антонович Кюи «Осень». .

Частушки

10 мин.

Мы с вами познакомимся с великим русским композитором и музыкальным критиком  Цезарем Антоновичем Кюи. Он является ученым в области военно-инженерного дела, инженер-генералом. Сочинял оперы, хоры, романсы. И сейчас мы с вами послушаем его произведение «Осень».

Можно ли без слов понять, что эта песня об осени?

Какие средства музыкальной выразительности говорят об этом?

Найдите общие черты с русскими народными песнями.

Народ всегда любил праздники, гуляя весело, с размахом.Но праздник возможен, если человек много работал. Труд этот всегда был тяжелым. И порой, опять музыка помогала пережить нелегкие трудовые будни. Назовите вам известные песни.

: Вы заметили, что мы с вами говорим о разнохарактерных русских народных песнях: серьезных, шуточных, лирических.

Ведь радость и боль, удача и разочарование всегда существуют рядом с человеком.

Веселит народ, помогая пережить порой самые страшные и тяжелые времена, войны и разруху, голод и нищету, беды и несчастья, веселая песенка – коротышка, которую вы тоже полюбили.

6 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)

4  мин.

Что нового сегодня вы узнали на уроке?

Перед вами карточка с изображением горы.

Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы, что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

цель урока

Цель : осознание того, что русская народная песня рождена самой жизнью как единство мелодии и слов, мыслей и чувств человека.

Задачи:

1)      помочь детям понять, что песни всегда рассказывали о жизни, передавали боль и печаль, тревогу и радость простых людей;

2)      познакомить школьников с понятием «музыкальный фольклор»;

3)      охарактеризовать особенности и причины популярности гитары в разные исторические эпохи;

4)      побудить учеников к поиску информации о гитаре в различных источниках;

5)      ввести в разговорную речь  термины: «гитара», «гитарист», «интонация»;

6)      познакомить школьников с личностью русского композитора Ц. Кюи и с его песней «Осень»;

7)      устанвить соответствие между интонационными особенностями русской народной и композиторской музыки на примере песне «Как в лесу, лесу-лесочке», «Тонкая рябина», «Осень».

планируемые личностные результаты образования

- наличие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

планируемые универсальные учебные действия

регулятивные

-развитое художественное восприятие, умение

- осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках;

познавательные

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

-  применение знаково-символических  и речевых средств,   для  решения  коммуникативных и познавательных   задач;

-  готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

коммуникативные

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и д. р.;

- уметь анализироватьхудожественно-образное содержание музыки своего народа.

- уметь воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их  с текстом, ориентируясь на нотную запись.

планируемые

предметные результаты

- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным его видам в музыкально-творческой  деятельности;

-развитое художественное восприятие,  умение оценивать  произведения музыкального искусства, размышлять о музыке как способе  выражения  духовных переживаний  человека;

-  общее понятие  о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном  развитии,  знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной  картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко-культурной,  этнической, региональной самобытности музыкального искусства;

- готовность  применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации  различных проектов во внеурочной и внешкольной деятельности;

-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

-элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

- участие в, исполненинии вокально-хоровых произведений, импровизаций

оборудование для проведения урока

Презентация, музыка

использованные образовательные ресурсы для проведения урока

Учебник для учащихся 4 кл. нач. шк.  Т. В. Челышева, В. В. Кузнецова. – М. : Академкнига / Учебник , 2014. – 160 с.

содержание учебного материала

(не путать с учебными средствами)

время

содержание деятельности учителя и учеников

1.Организационный этап

«Как у наших у ворот»

3 мин.

Учащиеся входят в кабинет под русскую народную песню. Садятся на свои места и слушают до конца.

2 этап. Определение темы урока и ее формулировка

.

5 мин.

- Звучала музыка народная или композиторская?

-Почему вы так думаете?

-Какие русские народные инструменты используются?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Тема «Народная музыка-энциклопедия жизни народа»

3 этап. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся

1 мин.

-Как вы думаете, что мы сегодня должны сделать на уроке?

-Какая у нас цель?

4 этап. Открытие нового знания

5.1. Первичное усвоение новых знаний

Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки».

Слушание песни «Тонкая рябина».

5 мин.

Учитель рассказывает, как сложились русские народные песни, рассказывает про гитару. Ученики анализируют картину гитариста, ищут информацию.

5.2. Первичная проверка понимания

«Как в лесу, лесу-лесочке»

15мин.

-  Мы с вами послушаем русскую народную песню «Как в лесу, лесу-лесочке».

-О чем рассказывается в песне?

- Как вы думаете, при каких жизненных обстоятельствах пели такие песни?

- Охарактеризуйте песню. Обратите внимание на особенности этой песни: поступенное движение мелодии, повторяющаяся интонация, большое количество куплетов, повествовательный характер, распевы.

Песни всегда рассказывали о жизни, о своей боли, печали, тревоге, душе.

Характер песни поэтичный, нежный, ласковый.

- Ребята, как вы думаете, как называется искусство, создаваемое народом и бытующее в народе?

Сейчас мы с вами разучим эту песню.

5.3. Первичное закрепление

Цезарь Антонович Кюи «Осень». .

Частушки

10 мин.

Мы с вами познакомимся с великим русским композитором и музыкальным критиком  Цезарем Антоновичем Кюи. Он является ученым в области военно-инженерного дела, инженер-генералом. Сочинял оперы, хоры, романсы. И сейчас мы с вами послушаем его произведение «Осень».

Можно ли без слов понять, что эта песня об осени?

Какие средства музыкальной выразительности говорят об этом?

Найдите общие черты с русскими народными песнями.

Народ всегда любил праздники, гуляя весело, с размахом.Но праздник возможен, если человек много работал. Труд этот всегда был тяжелым. И порой, опять музыка помогала пережить нелегкие трудовые будни. Назовите вам известные песни.

: Вы заметили, что мы с вами говорим о разнохарактерных русских народных песнях: серьезных, шуточных, лирических.

Ведь радость и боль, удача и разочарование всегда существуют рядом с человеком.

Веселит народ, помогая пережить порой самые страшные и тяжелые времена, войны и разруху, голод и нищету, беды и несчастья, веселая песенка – коротышка, которую вы тоже полюбили.

6 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)

4  мин.

Что нового сегодня вы узнали на уроке?

Перед вами карточка с изображением горы.

Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы, что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: