Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду
активности (деятельности, общение, поведения), связанное с удовлетворением
Определенной потребности.
В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения,
соцыальные установки, ценности. За всем этим стоят потребности личности во
всем их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных)
Мотивационная сфера личности - это совокупность стойких мотивов,
имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Успешности учебной деятельности зависит от многих факторов
психологического и педагогического порядка, а конкретно - факторов
социально-психологических и социально-педагогических. Влияет на успешность
учебной деятельности и сила мотивации и ее структура.
Мотив может обладать:
Качественными характеристики (по принцпу<<слабый-сильный>>) Качественными характеристики (внутренние и внешние мотивы).Здесь
имеется в виду отношение мотива к содержанию деятельности.Если для
личности деятельность значима сама по себе (например,
удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения),то это
Внутренняя мотивация. Если же основной толчок к деятельности дают
соображения социального престижа, зарплаты, то речь о внешних
мотивах. Однако недостаточно просто разделить мотивы на внутренние и
внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы
успеха достижения) и отрицательными (мотивы избегания,защиты).
Существует закономерность : <<сильные>> и <<слабые>> учающиеся
отличаются друг от друга. Но не по уровню интеллекта,а по силе,качеству и
типу мотивации учебной деятельности. Для сильных характерна внутренняя
мотивация: им необходимо готовить себя к выбору профессий на высоком
уровне, они ориентируются на получение прочных знаний, практических
умений, навыков .
У слабых мотивы в основном внешние, ситуативные: в первую очередь
важно избежать осуждения и наказание за плохую учебу
Можно утверждать, что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний ,умений и навыков ,играя роль компенсаторного факта однако в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Каким способным и эрудированным не был ученик без желания и толчка к учебе успехов не добьется-в соответствии с поговоркой «Без труда не выловишь рыбку из пруда». Например при выполнении творческих проектов является, что высокая положительная мотивация. к этой деятельности может даже компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. Те, кто заинтересован в учебе, создают более оригинальные проекты, чем их соученики с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности.
Видно, что от силы и структуры мотивации в значительной мере зависит как учебная активность обучающихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений, навыков.
Пригодность к деятельности обусловлена наличием:
А)положительного отношения к данной деятельности, интереса к ней.
Б)наличием трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустремленности, устойчивых чувств удовлетворение от напряженной работы, радости творчества.
В)наличие во время осуществления деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний(заинтересованность, сосредоточенность)
Г)определенного фонда знаний, умений и навыков в соответствующей области.
Д)определенных индивидуально-психологических особенностей в сенсорной (восприятия) и умственной сферах, отвечающих требованиям данной деятельности.
Утверждение:12
1.Хочу хорошо подновиться к избранной профессии
2.Хочу получать хорошие отметки
3.Хочу занять достойное место среди товарищей
4.Не хочу получать хорошие отметки
5.Нравиться узнавать новое
6.Люблю мыслить, думать, рассуждать
7.Принимаю свою ответственность перед обществом
8.Хочу быть лучшим обучающимся
9.Приятно получать одобрение
10.Хочу избежать неприятности
11.Люблю теоретические знания (изучать правил, закономерности явлений и др.)
12.Люблю выполнять сложные работы
Какие из написанных здесь причин побуждают тебя учиться, каждую причину оцени соответствующим баллом
5-имеет очень большое значение
4-имеет значение
3-имеет небольшое значение
2-почти не имеет значение
1-совсем не имеет значение
1.Широкая социальная мотивация, стремление приносить пользу людям(1,7)
2.Мотив благополучия(чтобы его хвалили 2,9)
3.Престижная мотивация (3,8)
4.Мотивация избегание(4,10)
5.Мотивация содержанием (6,11)
6.Мотивация процессом (5,12)
Получив результатов, заполним таблицу
№
Фамилия ,Имя
Широкая социальная
мотивация
Мотивация благополучия
Престижная
мотивация
Мотивация
избегания
Мотивация
содержанием
Мотивация процессом
1
Абросимов Максим
5
5
4
4,5
3
4
2
Бондарь Павел
5
4,5
5
4,5
4
4
3
Головко Николай
5
4,5
4
3,5
3,5
4
4
Иванченко Владислав
4
4,5
2,5
3
2,5
3,5
5
Иванов Иван
3,5
4
4
2,5
1
2,5
6
Колотилин Михаил
4
4,5
5
4,5
4
3,5
7
Кривошеев Александр
4
5
4,5
4,5
3
4
8
Локтионов Денис
4,5
4,5
4,5
4,5
3,5
4
9
Медяков Игорь
4
4
3,5
5
4,5
4
10
Пехтелев Александр
4,5
4,5
4
4
4,5
3
11
Пиреев Михаил
5
4
4,5
5
3,5
3,5
12
Рузманов Алексей
4
4,5
4
4,5
2
2,5
13
Сиятсков Алексей
4,5
4,5
4,5
5
5
4,5
14
Хвалинский Максим
5
4,5
3
4,5
3
4
Средняя по группе
4,4
4,5
4
4,6
3,3
3,6