ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕНННОМ ОБРАЗОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 72
  • Скачиваний: 16

Панова Анна ГеннадьевнаПанова Анна Геннадьевнапреподаватель МБУ ДО ХШ №1 г.о. Жигулёвск

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕНННОМ ОБРАЗОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ
Наша деятельность направлена на художественное и изобразительное искусство, поэтому я предлагаю в разных интерпретациях раскрыть тему, посвященную 75-летию Великой Отечественной войны.
1. Мультипликация
В эру активного развития компьютерных технологий создание мультфильмов становится простым и доступным каждому пользователю. Анимация – это неотъемлемая часть современных интернет-технологий. Чтобы создание мультфильмов было возможным необходимо специальное программное обеспечение, которое чаще всего стоит больших денег. Но, к счастью, существует и множество бесплатных программ профессионального уровня.  По предмету  «Лепка»  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ПЛАСТИЛИНОВЫЕ ИСТОРИИ» для специального курса «Младший подготовительный» я со своими учениками работаю в программе WINDOWS MOVIE MAKER. Так, для создания мультфильма, первым делом необходимо сформулировать основную идею будущей картины. Нужно выяснить, какой взять сюжет и по мотивам каких сказок будет данная мультипликация или короткий фильм. На основном и первоначальном этапе мультипликации важную роль играет пластилинография.Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника выполнения работы, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Картина создаётся не красками или карандашами, а с помощью пластилина, при этом объекты могут быть как плоскими, так и объёмными. Создавая картину, можно для яркости и образности дополнительно использовать в работе бисер, бусинки, природный и бросовый материал.Лепка всегда была интересным занятием для детей. Лепка зачастую представляет для детей некоторые трудности: недостаточно развитая костно-мышечная ткань рук, слабо развитая мелкая моторика пальцев, затрудняет процесс вылепливания, определённых форм предмета. Из-за недостаточно развитого воображения и фантазии, снижения познавательных интересов и способностей не все дети правильно могут передавать в лепке, что они хотят изобразить.Детям необходимо дополнительно развить эти навыки. Это умение владеть рукой и пальцами, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться пластилином и стекой.Очень важно постоянно обогащать чувства и эмоции детей, накапливать знания и впечатления об окружающем мире, развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и эмоционально-положительное отношение к художественно-творческой деятельности.Работа с пластилином зачастую, может содержать практические, образовательные и воспитательные задачи.Пластилинография обладает для дошкольников ещё большей привлекательностью, потому что малыши даже не подозревают, что с помощью пластилина можно не только делать разнообразные и интересные поделки, но ещё и рисовать чудесные картины.Работа над пластилиновой картиной помогает ребёнку выразить эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев рук (что очень способствует развитию речи). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца, потому, что ему очень интересно увидеть конечный результат своего труда.Пластилин обогащает сенсорный опыт ребёнка, потому что ярко даёт ощутить пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребёнок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что помогает сделать пальцы более послушными. Поэтому именно пластилинография помогает подготовить руку дошкольника к письму. Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с приёмами работы с пластилином: раскатывание колбасок и шариков, сплющивание, вытягивание, слепливание деталей. При знакомстве с пластилинографией малыши приобретают новые навыки работы в технике размазывание пластилина тонким слоем по основе. Сюжеты для работы, предлагаемые малышам, подбираются простые и лёгкие в исполнении. Например, распечатать какой-нибудь несложный рисунок и предложить детям с помощью пластилинографии «оживить» его яркими деталями. Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.При успешном овладении техникой пластилинографии - можно создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей, чем мы и занимаемся.Во время художественно-изобразительного этапа каждый участник самостоятельно придумывает образ героя, его характер, манеру поведения, привычки своего персонажа, анализируя действия персонажа. На этом этапе также задействовано воображение детей. Необходимо придумать цветовое решение, фактуру, выбрать художественный материал, технику выполнения. Здесь ребенок использует знания композиции, приемы и законы изображения.Такой способ учебы очень актуален, многогранен и востребован на дистанционном обучении, так как ребенок видит этап работы и итоговую композицию в материале.
Создание мультфильмов обязательно включает в себя написание сценария. Здесь следует определить ключевые кадры, которые будут являться финалом одного отрезка сюжета мультфильма и началом другого.Следующий шаг – раскадровка. Здесь необходимо иметь четкое представление о том, какой персонаж, в какое время должен быть в кадре, где все герои должны находиться и т.п. На данном этапе рекомендуется составлять схемы сцен с нумерацией кадров.После нужно продумать фон, где будут происходить действия фильма. Он может быть как динамичным, так и статичным. Затем можно приступить к наложению шумов и озвучки персонажей.Последний этап – создание движений героев мультфильма и монтаж. Подводя итоги, следует отметить, что создавать мультфильмы сложно. После того, как я изучил историю и виды анимации, я приступил к созданию своего мультфильма.Были выбраны следующие методы работы:- метод кукольной анимации, в котором мы лепим персонажей с детьми, фон для сюжета;- фотографирование (покадровая съёмка);- монтаж (компьютерный метод создания 2D мультфильма).Этапы работы над мультфильмом заключались в следующем:-лепка персонажей из цветного пластилина, лепка фона на картонной основе с использованием приема «пластилиновая живопись»– составление сценария мультфильма;– подбор необходимых материалов;– покадровая съемка;– перенос фотографий в компьютер и их обработка;– создание мультфильма.Я разложила все необходимые мне фигурки, декорации с фоном. Снимала я с одного ракурса, так как это создает целостность работы итоговой.Взяв фотоаппарат, я начинала фотографировать каждый кадр. Так продолжалось несколько часов, и несколько дней- менялись и фигурки и сюжеты.Затем я скопировала полученные фотографии в компьютер.В программе стандартного видеоредактора «Windows Movie Maker» я создала новый проект и стала последовательно добавлять в него фотографии. Продолжительность показа на экране одной фотографии я установила в половину секунды. Выбрала и вставила музыкальное сопровождение к мультфильму. На диктофон в телефоне записали с детьми фразы, вставили их в проект. По результатам работы сделаны следующие выводы:- съемки мультфильма очень сложный и кропотливый процесс;- мультфильмы должны быть не только развлекательными, но и познавательными.Хочется отметить, что благодаря интеграции предметов можно добиться высокого и качественного результата по итогу работы, совместить ручной труд детей с инновационными программами 21 века.
Пример подготовительной работы к мультипликации:
  
2. Презентация
Еще одна из наиболее удачных форм ИКТ является - презентация. «Презентация» в переводе с английского языка – представление. Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерных программ PowerPoint, Windows Movie Maker, являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует удерживанию непроизвольного внимания, характерного для младшего школьного возраста. Оно становится концентрированным и устойчивым. Важности презентации кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала, дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективно её применение на каждом уроке будет в том случае, когда демонстрация слайдов будет сопровождать более сложные этапы и вопросы данной темы. Анализ таких занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Формы и место использования презентаций (или даже отельных её слайдов) в учебном процессе зависят от содержания данного урока, от цели, которую ставит преподаватель. Электронные презентации используются на следующих этапах:актуализация знаний,сопровождение объяснения нового материала,первичное закрепление знаний,обобщение и систематизация знаний,обеспечение наглядности излагаемого материала.Преимущества презентации:позволяет сделать урок интересным, продуманным, познавательным;повышает мотивацию учения;гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель – ученик»способствует развитию у учащихся продуктивных творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.Возросший объём информации, усиленная её концентрация и повышенная скорость подачи учебного материала неизбежно увеличивают умственное напряжение, темп учебной работы, нагрузку на зрительный и слуховой анализаторы учащихся. Это требует особенно внимательного подхода к организации учебных занятий с мультимедиа.Информационные технологии при разумном использовании способны привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний. Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности и тем самым снимает эмоциональную и психологическую нагрузку на учащихся в учебном процессе.
Я использую презентацию на нескольких уроках: Композиция по ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН» и История изобразительного искусства по ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН», «ЖИВОПИСЬ», «ДПТ». В композиции презентация выполняет роль наглядного материала с комментариями и объяснениями той или иной темы. В истории искусств презентация выполняет основную и главную роль в проведении урока, так как благодаря визуализации слайдов с картинками идет  ход урока. Также для проверки знаний в презентации используется тест, где дети ищут правильное соотношений картинок и текста для закрепления пройденной темы.
Пример презентации по истории искусств:
  
3. Композиция на дистанционном обучении
В  условиях невозможности использовать традиционные методы оффлайн обучения, важно продолжать обучение рисованию иными методами, поддерживать свою творческую форму, применять и развивать полученные художественные умения и навыки. Тем более это важно в современных реалиях, ведь рисование гармонизирует нервную систему (то, что нужно в состоянии стресса), развивает логическое мышление (не даёт мозгу расслабиться, помогает ему работать эффективнее), усиливает креативные способности и умение мыслить нестандартно, искать новые пути развития (идеально для ситуации, когда весь мир перестраивается и изменяется, а старые убеждения и устои перестают работать) и просто рисование улучшает настроение и расслабляет.Для удаленной работы из дома ученику потребуется персональный компьютер (ноутбук/планшет/смартфон с динамиками/наушниками). Никакого программного обеспечения дополнительно приобретать не потребуется. Как приступить к обучению: после получения задания от педагога в Вайбере или других социальных сетях: Вконтакте, почта Майл, ребенок начинает самостоятельную работу. 
Работа над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:1) поиск темы произведения;2) определение идеи картины;3) выбор сюжета;4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;7) определение изобразительного языка и стилизации;8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;9) усиление смыслового и композиционного центров;10) характер и количество деталей и т. д.
При работе над композицией и ее аспектами у детей появляются новые компетенции:Развивающие: -развивать способности к воображению, помочь прийти к выводу о значении цвета в выделении смыслового центра.-развивать глазомер, воображение,-развивать способность к созданию образа.Воспитывающие:-воспитание дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности;-привитие чувства любви к родине.
Как проходит обучение: в соответствии с учебным расписанием получаете информацию о теме занятия, материалы к просмотру, обсуждение, рекомендации и консультации. Это можно посмотреть на официальном сайте художественной школы города Жигулевска http://art1.smr.muzkult.ru/news/53977666Свои готовые работы и возникшие вопросы высылает ребенок педагогу, устанавливает с ним контакт и общается с помощью социальных сетей и обратной связи. Какой ожидать результат: ребенок вместе с педагогом успешно завершают программу этого учебного года и будет готов к освоению более сложных и интересных тем.
Пример:
   

Учитывая, как стремительно развиваются ИКТ, преподаватель долженвносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Важноорганизовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом иувлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог оценить их.Применение ИКТ на уроках усиливает мотивацию, активизируетпознавательную деятельность учащихся, позволяет проводить занятия навысоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность,повышает объем выполняемой работы, обеспечивает высокую степеньдифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания). Таким образом, труд, затраченный на управлениепознавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя вовсех отношениях.

Используемая литература:-https://prorisunok.ru/info/distancionnoe-obucheni-v-centre-http://www.edelvin.com.ua/pictures/blog/lepim-s-rebenkom.jpg-Яриков В.Г.Информационные технологии на уроках в начальной школе.-О.В. Степаненко Разработка и использование авторских цифровых образовательных ресурсов в практике начальной школы.// Начальная школа №6.-Буданова И. А.ИКТ в учебном процессе в начальной школе г. Шахты-Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты (рисунок, живопись, композиция). -М: Просвещение. 1969.-Н. А. Дмитриева “Краткая история искусств”. -М.: Искусство. 1990.-Алпатов М.В. Композиция в живописи. -М.; -Л. 1940.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: