Дополнительное образование детей — это составная (вариативная) часть общего образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Ещё дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями:
- оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей;
- процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;
- преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»;
Также дополнительное образование влияет на эстетическое воспитание.
Что же такое эстетическое воспитание?
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Эстетическое воспитание народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами эстетического воспитания стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожественными произведениями литературы и искусства, а также с литературоведением и искусствознанием.
Задачи эстетического воспитания:
Их можно разделить на 2 группы:
- Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему;
- Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств;
Участие детей и подростков в системе дополнительного образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с такими детьми, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе дополнительного образования должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал художественно-эстетического воспитания.
В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет «пробелы» общего образования, создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства. В силу своих преимуществ, дополнительное образование, предоставляет детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Поскольку, обязательный общеобразовательный блок учебных дисциплин зачастую не способен удовлетворить те или иные потребности детей и подростков и сформировать их устойчивые интересы.
Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее.
В современном учреждении дополнительного образования детей развиваются различные виды художественно-эстетической деятельности детей и подростков: пение, хореография, театральная деятельность, изобразительное искусство, народное декоративно-прикладное творчество и другие. Такие занятия не только дают им возможность углубленно изучать различные предметы и виды искусства, но и воспитывают их эстетическую культуру.
Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования, является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков. Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении школьников. Естественно предположить, что творческое начало, которое, по мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жизненным принципом нынешнего поколения учеников, и особенно успешно может быть сформировано в изобразительном искусстве.
Изобразительному искусству с давних времен уделялось огромное внимание в воспитательном процессе личности. В Древней Греции, например, обучение рисованию считали главным условием общего образования и воспитания. Так же эти занятия позволяют развить чувство прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», иными словами, формируют потребность наслаждаться красотой природы и произведениями искусства.
Художественная деятельность и художественное воспитание начинаются с восприятия и во многом зависят от способностей к восприятию произведений искусства. Воспитывая умение «видеть», искусство расширяет и углубляет познание мира. Рассматривая специфику художественного восприятия, следует отметить социальный характер, выражающийся в том, что формируется она в непосредственной связи с развитием общества, во взаимодействии индивида с его микро- и макросредой. Художественное восприятие осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главным из которых являются зрительные, слуховые, осязательные. Кроме того, художественное восприятие имеет педагогическую специфику, выявляющуюся в постановке и решении сверхзадач: формирование социально-активной личности.
Изобразительное искусство может преподаваться не только на уроках и в кружках, существуют также школы искусств и художественные студии. В них дети и подростки, кроме рисования, могут заниматься лепкой и так далее, учатся эстетическому отношению к жизни, развивают образное мышление. Как правило, в эти виды художественного творчества принимаются все желающие, а не только одаренные дети. Много времени ребята проводят вне домов творчества, проводя зарисовки своего города. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдения окружающей среды, путешествий, экскурсий детей в природу пополняет их знание о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за свой родной край, за людей, труд которых создает прекрасное.
Большое внимание уделяется рисованию с натуры, по памяти и представлению предметов декоративно-прикладного искусства. Отдельные предметы можно лепить из цветного пластилина, выполнять аппликации.
Занятия лепкой развивают у детей чувство формы: ее пропорциональности, выразительности, чувственности, ритма. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей и подростков, учитывая вопросы общего и специфического развития личности каждого. Основным принципом изобразительного творчества должно являться развитие в воспитанниках творческой индивидуальности.
Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести ребят к правдивому изображению жизни, умению сравнивать изображение и предметы.
Занятия могут сочетаться с различными экскурсиями: в музеи, к памятникам архитектуры, просто в природу. Изучение памятных мест родного города, истории своей страны встречи с ветеранами труда, ветеранами Великой отечественной войны способствует отражению в художественном творчестве ребят всех возрастов многообразных интересных тем. В школах искусств, студиях, кружках большое внимание должно уделяться массовой искусствоведческой работе, изучению и пропаганде лучших образцов мирового и отечественного изобразительного искусства.
Посещение художественных музеев, выставок работ художников помогает лучше узнать прошлое своего народа, его искусство, постичь душу другого народа. Этот путь нравственного и эстетического развития позволяет воспитывать детей и подростков подлинными патриотами своей Родины.
Стимулом к дальнейшему развитию детского и подросткового творчества всегда служат выставки. Уже стало традицией в системе дополнительного образования к знаменательным датам нашей страны открывать выставки рисунков ребят, которые подводят итог их творческих поисков. Участников — юных художников — объединяет поэтическое видение мира, умение найти зримую, реалистическую деталь даже в самом фантастическом сюжете. Коллекции их работ отмечаются дипломами, грамотами.
Художественное начало есть в каждом ребенке. Уже в раннем детстве ребенок знакомится с явлениями гармонии в жизни.
Взаимодействуя с внешним миром - определенными людьми, вещами, линиями, звуками, красками, ребенок обеспечивает основу зарождающейся духовной эстетической жизни. И педагогу в каждом ребёнке необходимо видеть, развивать творческое начало. Он открывает им путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает его, подводит к пониманию лучших образцов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. Прекрасное в жизни – и средство, и результат эстетического воспитания. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков делается основой нравственного воспитания — воспитания личности.