Консультация для воспитателей
Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников Пазухина О.А., воспитатель В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Проблемы речи детей дошкольного возраста: - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, - неспособность грамматически правильно построить предложение, - бедность речи, - недостаточный словарный запас, - употребление нелитературных слов и выражений, - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, - неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, - отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, - отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д., - плохая дикция. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения. Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов. Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Общие задачи для всех видов мнемотаблиц: - развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания); - умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать; - развитие логики и образного мышления; - умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации; - решение дидактических, образовательных задач; - развитие смекалки; - тренировка внимания, навыка правильного графического изображения. В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Работа строится от простого к сложному, начинается с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат - это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Мнемодорожка составляется из нескольких (3-4) картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Мнемотаблицы представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы. 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младшей группе с помощью воспитателя, а в старшихсамостоятельно. Размеры мнемотаблиц могут быть различными – в зависимости от возраста детей, уровня их развития: - для дошкольников среднего возраста-таблицы на 6 клетках; -для дошкольников старшего возраста-таблицы на 9-12 клетках; -для подготовительного к школе возраста-таблицы на 12-15 клетках. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Сказка «Рукавичка» Сказка «Курочка-ряба» Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек. Словарный запас выходит на более высокий уровень. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе. Используемая литература: 1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. 2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005. 3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С 102 – 115. 4. Интернет-рессурсы.