МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У КУРСАНТОВ ЛЁТНОГО ВУЗА С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ.
COMPARATIVE ANALYSIS OF GUIDING DOCUMENTS ON ORGANIZATION AND CARRYING OUT SPECIAL PHYSICAL QUALITIES OF FLIGHT COMPOSITION ON SPECIAL APPLIANCES IN THE PERIOD FROM1954 TO 2020
Холин А.В., старший преподаватель 31 кафедры тактики и общевоенных дисциплин
(Б и ША), Краснодарское высшее военное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
Ключенович С.А., старший преподаватель 31 кафедры тактики и общевоенных дисциплин (Б и ША), Краснодарское высшее военное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
Шкуров А.В., преподаватель 31 кафедры тактики и общевоенных дисциплин (Б и ША), Краснодарское высшее военное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
Аннотация.
В статье рассматриваются методы и средства развития быстроты у курсантов лётного ВУЗа с учётом индивидуальной физической подготовки. Предлагаются примерные тренировочные планы для самостоятельных занятий.
Ключевые слова.
Методы и методические приёмы развития быстроты. Скоростно-силовые качества. Индивидуальные планы тренировок.
Holin A.V., senior lecturer of 31 departments of tactics and General military disciplines (B and AFA), Krasnodar higher military school of pilots named after the Hero of the Soviet Union A.K. Serov.
Klyuchenovich S. A., senior lecturer of 31 departments of tactics and General military disciplines (B and AFA), Krasnodar higher military school of pilots named after the Hero of the Soviet Union A.K Serov.
Shkurov A.V., teacher of the 31st Department of tactics and General military disciplines (B and SHA), Krasnodar higher military school of pilots named after hero of the Soviet Union A. K. Serov.
Annotation.
The article discusses methods and means of developing speed in flight University cadets, taking into account individual physical training. Sample training plans for self-study are offered.
Keyword.
Methods and techniques for developing speed. Speed and power qualities. Individual training plans.
Быстрота – способность совершать двигательные действия в минимальное время. Это зависит от подвижности нервных процессов, развития и степени проявления в действиях волевых усилий, быстрого сокращения и расслабления мышц, функционирования различных звеньев двигательного аппарата человека.
Особенно важное значение имеет быстрота для тех военных специалистов, которым предъявляются высокие требования к скорости реакции, к чётким безошибочным действиям при дефиците времени, к восприятию и анализу быстро сменяющейся рабочей ситуации и обстановке. Поэтому специальная физическая тренировка курсанта штурмовой, бомбардировочной авиации должна быть направлена прежде всего на совершенствование быстроты в действиях, внимания, пространственной ориентировки, устойчивости к перегрузкам.
Быстрота в действиях, внимание, пространственная ориентировка в наибольшей степени тренируется при выполнении спринтерских упражнений, спортивных играх. Особенно эффективными средствами развития быстроты являются, бег на 100 и 400 метров, прыжки и метание, баскетбол, гандбол, минифутбол.
У курсантов лётного ВУЗа для оценки физического качества быстрота применяются следующие упражнения:
- бег на 60 и 100 метров;
- челночный бег 10×10 метров.
Курсанты, пришедшие с лётной практики для продолжения теоретического курса обучения ограничены в подготовке к экзаменам по физической подготовке количеством учебных недель. На факультете Б и ША для быстрого подведения курсантов к оптимальной спортивной форме – для сдачи контрольного норматива в беге на 100 метров методами тренировки являются – повторный, соревновательный, игровой.
Повторный метод применяется на всех учебных занятиях, где тренируется физическое качество быстрота. Это, как правило повторное пробегание отрезков 30-60 метров с использованием следующих методических приёмов:
-облегчение внешних условий (бег под гору, бег по ветру, использование буксировочных приспособлений);
- лидирование (бег за лидером – партнёром);
- использование эффекта «разгона» (бег с ходу);
- «сужение» пространственно-временных границ в выполнении упражнений (незначительное укорочение контрольной дистанции).
Большое значение для развития быстроты имеет использование в занятиях игрового и соревновательного методов. Состязания (бег на время, забеги 2-6 человек, эстафеты), спортивные и подвижные игры вызывают эмоциональный подъём, заставляют проявлять значительные усилия, что ведёт к улучшению результата в контрольных упражнениях. Кроме того, спортивные и подвижные игры тренируют специальные качества, необходимые курсанту-лётчику: пространственную ориентировку, настойчивость и решительность, инициативность, распределение и переключение внимания, способствует снятию эмоционального напряжения в процессе учебно-боевой деятельности.
При применении методов тренировки-развития быстроты учитываются индивидуальные особенности физической подготовленности курсантов:
- общая физическая подготовленность;
- техника бега на короткие дистанции;
- скоростно силовые качества;
- скоростная выносливость.
После лётной практики у курсантов четвёртого курса на первых занятиях по физической подготовке был проведён контроль бега на 100 метров. От общего числа сдававших норматив курсантов 12 человек показали удовлетворительный и 8 человек неудовлетворительный результат. На следующих занятиях слабо подготовленные курсанты были дополнительно протестированы на развитие скоростно-силовых качеств, визуально определены ошибки в технике бега по дистанции.
Для тренировок бега на 100м. курсантам были составлены планы занятий. В зависимости от уровня общей физической подготовки и развития скоростно-силовых качеств курсантам предложены различные планы тренировок.
В результате самостоятельной физической тренировки, за 10 недель учебного семестра из 20 слабо подготовленных курсантов 7 человек улучшили результаты в беге на 100м. на 1,2 с. 1,4 с., остальные на 0,6-0,8 с.
Таким образом курсанты за короткий период обучения успели подготовиться к итоговому экзамену по физической подготовке и сдали его на положительные оценки.
Необходимо отметить, что курсанты тренируя физическое качество быстрота повысили показатели во всех остальных физических качествах. Следует заметить, что развитие любого другого физического качества оказывает менее широкое тренирующее воздействие на общую и специальную физическую подготовленность курсантов лётного вуза.
приложение
Примерный план тренировок бега на 100м.
Неделя общей физической подготовки.
Занятие №1.
Бег, общеразвивающие упражнения (ОРУ). Выполнение специальных беговых упражнений. Ускорения от 30 до 80 м.-повторить 4-5 раз.
Метание ядер 4-6кг. различными способами-повторить 40-60 раз.
Прыжковые упражнения, 40-50 отталкиваний.
Занятие №2.
Бег, общеразвивающие упражнения.
Метание ядер различными способами- 40-60 бросков.
Бег 120-150м. 5-6 раз.
Занятие №3.
Кроссовый бег с применением прыжковых упражнений и ускорений-20-25 мин. или спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол) -40-60мин.
Занятие №4.
Проводится по плану занятия №1.
Неделя специальной физической подготовки.
Занятие №1.
ОРУ
Метание ядер 40-60 раз.
Ускорение с ходу на 80-100м. 4-5 раз.
Десятикратные прыжки 6-8 серий.
Занятие №2.
ОРУ
Старты 30м. 6-8 раз (2-3 раза максимально быстро).
Бег с ходу 60м.- 1раз, 40м. – 1раз.
Выпрыгивания из полуприседа со штангой 25-35 кг. 2подхода по20-25 раз.
Занятие №3.
ОРУ.
Специально-беговые упражнения.
Старты 30м.-40м 6-8 раз (2-3 раза максимально быстро).
Метание ядер 30-40 раз.
Повторный бег 150-100-60 м. с набеганием на последних 50 м. (1-2 серии).
Занятие №4.
Спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол) -40-60мин. или кроссовый бег 20-30м. с ускорениями 100м. 3-5 раз.
Прыжковые упражнения, 40-50 отталкиваний.
Неделя соревновательной физической подготовки.
Занятие №1.
ОРУ.
Специально-беговые упражнения.
Старты 20-30м.-на технику 6-8 раз.
Ускорение с ходу на 60м. 3 раза и 100м.
Прыжковые упражнения, 40 отталкиваний.
Занятие №2.
ОРУ.
Специально-беговые упражнения.
Повторный бег 200-150-100 м. с набеганием на последних 50 м. (1-2 серии).
Медленный бег 8-10 минут.
Занятие №3.
По программе занятия №1