Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 131
  • Скачиваний: 3

Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе.
Современное общество характеризуется стремительным темпом жизни, технологиями лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас- педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современном обществе.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе VIII вида:
1.технология разноуровневого обучения
2.коррекционно - развивающие технологии
3.технология проблемного обучения
4.метод проектов
5.игровые технологии
6.информационно-коммуникационные технологии
7.здоровьесберегающие технологии
Технология разноуровневого обучения.
Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

Технология коррекционнно-развивающего обучения.
Коррекционно-развивающая технология направлена на развитие и коррекцию познавательной деятельности обучающихся и учет их индивидуальных и личных возможностей при реализации учебного процесса. Например, ведется педагогическое наблюдение (коррекционный) дневник за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы, это должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля».
На уроках стараюсь развить способности каждого ребенка, корригирую психические и физические функции ребенка в процессе обучения, подготовке к жизни и труду. У обучающихся коррекционных школ слаборазвита мелкая моторика, для этого я ежедневно применяю специальные упражнения и задания, например, на уроках труда использую стружки, шерстяные нитки, крупу для аппликаций и т.д, методику Монтессори: игрушки на развитие тактильных ощущений («ракушки», крупяные мешочки), рамки-застёжки и т.д.
При применении данной технологии, происходит объяснение нового учебного материала, а также при проверке полученных знаний. Например, по предмету «Мир природы» раздаются карточки с изображением птицы или животного, где нужно показать и назвать части тела; натуральные предметы, муляжи (овощи, фрукты, грибы и т.д.), трафареты, образцы. Это влияет на развитие абстрактного мышления.
Игровые технологии.
В своей работе использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. А также дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала («Цифра заблудилась», например, на уроках использую сборник Волиной «Занимательное азбуковедение», где представлены веселые стихотворения, поговорки, игровые упражнения.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. В результате систематического ее использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Для повышения работоспособности, предупреждения преждевременного утомления, снятия мышечного напряжения проводятся психологические разгрузки в виде упражнений «Поза покоя», а также музыкальные физкультминутки и зарядка для глаз, пальчиковые гимнастики. Организация уроков предполагает частую смену видов деятельности (в норме 4-7 видов) и их продолжительность (не позже, чем через 7-10 минут), контроль за правильной рабочей позой. Важной составляющей является психологический климат на уроке, включающий наличие внешней (похвала, поддержка) и стимуляция внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) мотивации, наличие эмоциональных разрядок (музыкальная минутка, небольшое стихотворение).

Одна из форм здоровьесберегающих технологий с детьми с ОВЗ является –сказкотерапия. Такая работа эффективно сказывается в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта, которая связана с воздействием разных средств искусства на обучающихся. Она позволяет осуществить коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы. Данная технология имеет широкое применение с детьми аутистического спектра и с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Например: мои учащиеся с удовольствие занимаются собиранием пазлов, на уроках труда работают с песком.
Информационно-коммуникационные технологии.
В специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Информационные технологии на уроках в начальной школе я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Проектные технологии.
Проектные технологии. Внедряю проектную деятельность уже на этапе начальных классов, что является фундаментом дальнейшего обучения обучающихся. Вначале выполняем творческие задания под моим руководством, и вовлекаю учащихся в решение поставленной проблемы. Оно основывается на разработке и создании учащимся, под контролем учителя новых продуктов, имеющих практическую значимость.
Общие выводы
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами. Он должен постоянно повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: