ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Организация внеурочной деятельности «Мастерицы».
Аннотация. В статье говорится о том, что у нас в России возрождается техника лоскутного шитья. Что с малых лет надо знакомить и прививать нашим девочкам навыки лоскутного рукоделия, того, чем занимались наши бабушки и прабабушки. Это мы и пытаемся возродить в нашей школе. А также сообщается, что мы делаем на занятиях внеурочной деятельности, какие техники «пэчворк» мы изучаем.
Ключевые слова: лоскутная техника, блоки, внеурочная деятельность, формирование, искусство, обработка, оригинальные композиции, умения и навыки, воспитание.
Я жизнеописание свое серебряной и золотой украшу тканью…
Возьму кусочки цвета голубого, как небо, под которым мы живем
И возрождающейся всей природы снова
Зеленым цветом обозначу дом.(Т.Куст)
С давних пор техника лоскутного шитья известна во многих странах. Это составление разнообразных композиций - мозаичных узоров из выкроенных по шаблону лоскутков ткани пестрых и однотонных. Такое творчество в России получило название лоскутной (ситцевой) мозаики. В изделиях, выполненных в лоскутной технике, отсутствуют видимые швы на лицевой стороне изделия. Этот вид декоративно-прикладного творчества первоначально существовал в Англии, куда с XVI века свозили из Индии отличные хлопчатобумажные ткани ярких узоров и расцветок.В России упоминания о лоскутной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета эта техника достигла в конце XIX в., что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком. А в наше время? В ХХ веке (а именно в 70-е годы) произошел новый всплеск моды на одежду, украшения и интерьеры в фольклорном стиле, на волне которого возродился интерес к данной технике. Легко ли шить из лоскутков? Овладение тонкостями данного самобытного искусства требует запаса времени и терпения. При изготовлении любого изделия в лоскутной технике нужно освоить соединение пары различных по цвету прямоугольных треугольников одного размера в квадрат, затем составление из подобных квадратов полос, после чего уже следует сшивание ряда полос в полотно. Чтобы композиция не рябила в глазах, кусочки ткани должны гармонировать друг с другом по цвету.
Еще маленькой девочкой дома у бабушки я сидела на сундуке, укрытым лоскутным одеялом, сшитым ее руками. Фантазия уносила меня в мир синего неба, васильков и ромашек, заснеженных домов с дымком из печных труб. Прошло много времени, но доброту бабушкиного сердца, заботу ее рук, тепло лоскутного одеяла я пронесла через всю жизнь.Я давно хотела заняться лоскутной техникой , но как- то было недосуг. А здесь
предложила мне вести внеурочную деятельность директор нашей школы Ольга Викторовна Аникина, за что я ей очень благодарна.
Внеурочной деятельностью «Мастерицы» я занимаюсь первый год. Пришли девочки из седьмых и восьмых классов. На вводном занятии я побеседовала с девочками о том, что работа с лоскутками требует большого терпения, видения гармонии цвета, сосредоточенности, а также определенных умений и навыков.
Внеурочная деятельность лоскутного шитья «Мастерицы» должна сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе своей творческой деятельности. А также осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у детей, развивать эмоциональный отклик на красоту, формировать интерес декоративно-прикладному искусству, формировать навыки работы с тканью, развивать творческое воображение, художественный вкус, помочь детям осознать нравственные нормы и правила, развивать активную деятельность.
На первых занятиях девочки знакомятся с лоскутной техникой «пэчворк», с материалами и инструментами для изготовления поделок, изготавливают небольшие изделия для кухонного интерьера. На втором этапе знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной квартиры, создают собственные изделия в лоскутной технике.
С девочками проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.
Для объяснения материала используются таблицы, фотографии, готовые изделия, эскизы. Основными в моей работе становятся словесные методы: беседа, описание, направленные на обучение детей анализу, умению рассуждать, находить причины правильных и неправильных решений.
На практических занятиях мы изучаем технологии обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий обсуждаем различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, подбору ткани по цвету, пошива изделия.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей,использую различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у детей знания и опыт. В обучении использую разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Наглядные средства обучения: фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки в технике «пэчворк».
Материалы и инструменты: ткань (лоскутки), ручные иглы, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, раскройные линейки, утюг, гладильная доска, роликовый нож, английские и портновские булавки, сантиметровая лента.
На занятиях мы занимаемся техникой лоскутной мозаики: составлением кусочков ткани в виде различных геометрических фигур в блоки. Также учимся прокладывать ровно ручные швы на ткани. Составляем блоки из полос, квадратов, прямоугольных треугольников,выкроенных из ткани, подходящей друг к другу по рисунку. Также практикуемся делать стежку и окантовку изделия.
На занятиях девочки учились шить прихватки с использованием различных блоков лоскутного шитья.Сделали подарки к Дню Матери, к Новому году в виде прихваток мамам, бабушкам. К Международному Женскому дню делаем игольницы из фетра в виде восьмерки с пришиванием цветов к изделию. Как же светятся глаза девочек, когда они видят плоды своего труда. И мамы, надеюсь, тоже рады подарку, сделанному руками своей дочери. Также, некоторые девочки пробовали шить диванные подушки с использованием техники «пэчворк». Девочкам очень нравятся занятия. Они учатся усидчивости, старанию. Занятия прививают чувство вкуса, стиля, красоты, гармонии.
Девочки участвовали в различных конкурсах .Гончаренко Софья получила грамоту за третье место в Региональном этапе Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо». Она представляла свое изделие «Прихватка в стиле «пэчворк».Я соответственно получила благодарность за подготовку призера в этом конкурсе. Еще три девочки участвовали в районных конкурсах «Фантазии без границ» и «Народные мотивы» со своими изделиями «Подставки под горячее», проводимом детской организацией дополнительного образовании «Радуга» и получили призовые места. Литература:
1.Журнал «Бурда. Пэчворк» № 2 / 2018 г., с. 7.
2.Книга «Шьем из лоскутов».Автор Соня Хакала, с, 12
3.Программа внеурочной деятельности «Мастерицы» 2018-2019 учебный год., составленная с учетом ФГОС.
ФИО | Малышева Надежда Викторовна |
Учёная степень | - |
Звание | - |
Должность, место работы | Тьютор, Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа № 2 |
nadin.malysheva1992@mail.ru | |
Телефон | 89204694639, раб. 84735041098 |
Домашний адрес | Воронежская обл., г. Бобров , ул. Калинина,д.80 |