Мастер-класс по Арт-терапии психолога-педагога для воспитателей МБДОУ №3 г. Ялта Республики Крым.
Таржимановой Ланы Игоревны.
Тема: Сказка – как способ терапевтического эффекта на занятиях НОД.
Цель: Познакомить воспитателей с разными формами работы со сказкой на занятиях НОД.
Задачи: 1. Объяснить значение сказок влияющих на развитие ребенка;
- Создать благоприятную атмосферу для сочинения сказок;
- Проанализировать общие представления терапевтического эффекта от собственных сказок;
- Обосновать и подвести итог проделанной работы.
Сказки, сомнений нет, требуются человечеству, по следующим причинам: будучи еще совершенно крохой, ребенок слушает сказки матери и начинает развиваться. Взрослея, уже читая сам, он раскрывает для себя истину, что существует большой мифический мир, где властвует добро и зло, алчность и великодушие, скупость и добродушие. В это и есть понятие, как сказкотерапия. С поддержкою этих психотехники сражаются с страхом, гневом, преодолевая разные трудности. Так что сказки имеют не исключительно увеселительную функцию, ведь и полностью терапевтическую. Но самое главное, чему обучают басни - это тогда, что вроде бы ни формировалась ситуация, вроде бы не был силен злостный чернокнижник или же колдунья, благо практически постоянно одолеет злобно. На случае различных сказок детки обучаются жить, обучаются распознавать благо и злобно. Благодаря данным достаточно незатейливым и кратким рассказам, детки узнают мир жизненных обстановок, обучаются одолевать проблемы. Сказка – это что-то типа модель мира около нас. Она повествует несложные и ясные для ребят примеры, оказывающие большое влияние на их психику малыша, и видоизменяет и улучшает процессы мышления, памяти, воображения. Могут помочь в воспитательном процессе, преображая те или же другие черты нрава. Сказки - это первое сознание жизни. Они остаются с любым на протяжении всей жизни, задавая свежий тон, давая свежий опыт, в том числе и когда дети растут, все точно также они веруют в сказки и полагаются в собственные знания, на те эталоны и представления, что даны были сначала. Без сказок жизнь скучна. Они могут помочь учиться, предоставляют столько неплохих эмоций и чувств! Благодаря сказкам человек развивается.
В мире присутствует несчетное число сказок. Но, читая книжку за книжкой вы, возможно, уже увидели, что сюжеты каких-либо из них дивно напоминают друг друга. Более того, обследовав их содержание подробнее, фольклористы нашли, что сказки как правило, имеют похожие составляющие из которых и формируются рассказы. Используя данные литературных кирпичиков, вполне возможно наполнять их по собственному усмотрению и придумывать личные сказки для детей. Но также и вложить туда поучительную мораль и сделать основного героя, схожим на малыша, тогда сказка будет не только увлекательной, но к тому же поучительной.
А в настоящий момент мы переходим к последующей части нашей программы. Давайте попробуем сообща обнаружить идейную тенденцию каких-либо художественных произведений и узнать их воспитательную значение.
К примеру, на первый взгляд незатейливый сюжет сказки "Курочка Ряба" не так и несложен. Данная сказка ранее была предназначена совершеннолетним. В Старой Руси все знали, что золотое яйцо — знак погибели. Его получали старые люди, когда им приходило время помирать. В следствии этого и стараются дед с бабой разбить собственную «смерть» и продлить себе жизнь. Но мышка опережает! «Курочка рябая» в старой мифологии - посредник меж миром мертвых и живых. Курочка сожалеет о своем поступке и старикам и выдает обычное яичко как знак жизни. В данной сказке дети совместно с курочкой обучаются сострадать собственным ближним.
В сказке про "Теремок" помимо прочего концовка разнопланова – когда медведь взламывает дом, и звери разбегаются, либо напротив, новый терем строят совместно, и он получается гораздо лучше старого. А в случае если взять «Теремок» (в обработке А.Толстого) помните: двигался мужик с горшками и утерял один горшок»), «Грибок-Теремок» (А.Усачева). Конечно, основной смысл в том, что лучше держаться всем вместе, а в одиночку очень трудно. Сказка учит дружественности и коллективизму. А то, что в конце медведь выступает как разрушитель, говорит о том, что всему должна быть своя мера.
А вот сказка «Колобок» весьма многогранна. «Колобок» в ней ассоциируется с ребенком. В сказке говориться и о том, что нельзя оставлять детей без присмотра, а детям нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям. Встречая на своем пути неурядицы, Колобок пытается с помощи хитрости их избежать. Но в конце, Колобок так был уверен в своей безнаказанности, сам поймался на свою хитрость. Так что на любую хитрость всегда находится еще более изысканная хитрость.
Но есть и еще один момент – круглый колобок символизирует луну. В древнем варианте этой сказки каждый встреченный зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая "луна" становилась все меньше, превращаясь в месяц. А потом и вовсе исчезала…
Сказка «Заяц-хваста»
Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Притча обучает отвечать за собственные слова и притащиться на поддержка тем, кто в ней нуждается.
Сказка «Кот, лиса и петух»
Кот в данной басне эталон для подражания – трудолюбив, рассудителен, надежный товарищ. В это же время петух видится непокорным, легковерным и очень любознательным. Как исключительно Лиса начинала напевать собственную песенку: «Петушок, петух, золотой гребешок», - так петух про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петуха также есть чему поучиться, не забывайте, как звучно он манил котика. Так же и ребятам надо попадать – звучно приглашать на поддержка. Данная сказка о вере, дружбе, справедливости, мощи и смелости.
Сказка «Заюшкина избушка»
Наступает сказка словами: «У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная». В сказке сообщается о смене поры года: зима сменяется весной. Лиса в данной сказке ассоциируется с холодом, а заяц – с весной. Далее как постоянно коварная лиса выгоняет чрезмерно наивного зайца из его домика. Но самый главный герой Петух "Красное солнышко", который не побоялся вступиться за слабенького зайца и был награжден за победу над разбойницей-плутовкой. Справедливость восторжествовала, и зима также уступила место весне.
Сказка «Гуси – лебеди»
Данная сказка повествует о том, что реально может случиться, если не слушаться родителей. В басне заложен глубочайший смысл: когда можешь помочь другим, и добро тебе воздастся. Данная сказка к тому же о том, что не все люди доброжелательные и что от этих людей гораздо лучше держаться подальше. Но если что-то и произошло, тогда из каждой ситуации практически всегда есть выход.
Сказка «Царевна-лягушка»
Царевна лягушка наделена всеми данными для подражания девочек. Непосредственно такая девушка - мудрая, прекрасная, работящая, непрезентабельная – заслуживает хорошего доброго молодца и спокойной жизни.
«Приключения Незнайки» Николая Носова.
Данная сказка дает возможность непоседливому, непослушному, шаловливому, ребенку посмотреть на себя со стороны и сравнить себя с главным героем - Незнайкой, и описать свои собственные действия.
Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам по очереди выйти и изобразить проблемного ребенка, которому необходима психолого-педагогическая поддержка. И на каждую проблему мы сочиним коротенькие сказки, имеющие терапевтическое воздействие.
Для сочинения сказок применяют пословицы и поговорки, например: «У страха глаза велики», «Тише едешь— дальше будешь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Слово не воробей, вылетит не поймаешь» и т.д.
Главное – это соблюсти некие правила:
- Главный герой практически постоянно имеет составляющие схожести с ребенком
- Для героя нужно будет сделать опасное волшебное пространство
- В сказке постоянно находится друг героя – его помощник. Смех, крик, дрожь, слезы, что могут помочь ребенку прожить сказку со собственным героем, разряжают впечатления и оказывают терапевтическое воздействие.
- Герой с собственным обретенным опытом пробует преодолеть некую проблему.
- Злодей. Не должен быть очень страшным, его вполне возможно одолеть тем или иным обычным и легкодоступным способом.
- Конец обязан быть положительный – проблема решена, герой возвратился домой, каждый получил по заслугам.
Происходит разыгрывание ситуаций и сочинение небольших сказок.
Как вариант для корректирования поведенческих реакций ребенка, можно использовать наглядные неавторские картины:
Таким образом, сказки – прекрасный способ донести до ребенка какую-то мысль. Способна терапевтическая сказка исправлять и более сложные ситуации – вселять уверенность, учить дружбе, принятию и терпению.
Использованная литература:
- - "Тренинг по сказкотерапии." Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006
- - "Практикум по сказкотерапии" Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — СПб.: "Речь", 2000. — 310 с.
- "Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина" А. В. Гнездилов - Издательство: Речь, 2004.
- "Там, на неведомых дорожках... Из практики сказкотерапии" Пономарева В.И. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 244 с. — (Психотерапевтические технологии).