Математика 1 класс
Тема: Литр.
Задачи:
Образовательная:
· познакомить детей с единицей измерения объема жидкости – литром;
· формировать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Развивающая:
· развивать логическое мышление, внимание, память;
· развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная:
· воспитывать аккуратность, бережливость, любознательность.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Вхождение в контакт.
2) Чистописание.
3) Сообщение темы и цели урока. Устный счет.
– Прежде чем начать, ответьте на вопросы.
– Как называется единица измерения длины, с которой мы уже знакомы? (Сантиметр)
– С какой единицей массы мы познакомились на прошлом уроке? (Килограмм)
– Можно ли с помощью этих единиц измерить, сколько воды в нашем ведерке?
Учитель демонстрирует ведерко.
– Нам предстоит узнать, как называется единица, которой измеряется объем жидкости.
Учитель открывает часть темы: “Единица измерения объема жидкости”.
– Возьмите цветные карточки, решите примеры, найдите в таблице буквы, которые соответствуют ответам, составьте слово.
Карточка красного цвета:
Карточка желтого цвета:
Карточка зеленого цвета:
– Какое же слово у вас получилось? (Литр)
Полностью открывается название темы: “Единица измерения объема жидкости – литр”
– Прочитайте тему нашего урока хором.
II. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.
III. Изучение новых знаний.
1) Фронтальная беседа с учащимися.
– Что у нас в ведерке? (Вода)
– Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется? (Вода разольется, растечется по полу)
– Почему? (Вода – это жидкость)
– Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)
– Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Емкость)
– Приведите примеры емкостей. (Банка, ведро, стакан, кастрюля, ...)
– Ребята, посмотрите на эти банки. Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное? (На вид банки одинаковые)
– Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость)
– Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.
К доске выходят два ученика. Один получает банку 1л, другой – 0,5л.
– Ребята будут наливать воду в большие банки. Как надо наливать воду? (Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки).
– Первый вариант считает, сколько баночек выльет 1-й ученик, а второй считает, сколько баночек выльет второй ученик.
2) Выполнение практического задания по измерению объема (вместимости) банок.
– Сколько банок насчитал первый вариант? (3 банки)
– Сколько банок насчитал второй вариант? (6 банок)
– Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую-то ошибку? (Ребята наливали воду банками разного размера, надо было взять одинаковые, для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками)
– Правильно! Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько таких банок уместилось в большую банку ? (3)
– Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки, 5 банок? (Значит, в емкости 4 литра, 5 литров)
– Слово ЛИТР сокращенно пишут так: л.
Учитель вывешивает на доску карточку: ЛИТР – Л.
IV. Первичное закрепление нового материала.
1) Решение задачи.
а) Ознакомление с текстом задачи.
Текст задачи читает хорошо читающий ученик:
б) Анализ текста задачи.
в) Оформление решения задачи.
2) Физкультминутка.
3) Работа над примерами № 5. у доски цепочкой.
V. Подведение итогов урока.
1) Фронтальная беседа.
Что нового вы узнали на уроке? (Объем жидкости измеряется в литрах)
2) Игра “Верю – не верю”.
– А сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”. Если вы согласны с моим утверждением, то “зажигаете” зеленый огонек, не согласны – “зажигаете” красный огонек.
· В эту банку (учитель демонстрирует банку в 1 литр) умещается 1 сантиметр жидкости.
· Массу арбуза нельзя измерить в литрах.
· Объем жидкости измеряется в килограммах.
· Единица измерения объема жидкости называется литр.
3) Беседа о значении измерений. Сообщения учащихся.
– Ребята, а для чего надо измерять объем жидкости, измерять длину, массу?
– Очень интересно иногда что-то измерить. Сейчас ребята расскажут вам о некоторых фактах.
К доске выходят ученики. У каждого рисунок, иллюстрирующий его сообщение.
· Тело человека на две трети состоит из жидкости, значит во мне примерно 14 литров жидкости.
· Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
· А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
· Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.
– Я знаю, что в пустыне Сахара за целый год выпадает всего 200 литров осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут деревья, очень мало трав, живут только жуки и змеи.
– Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?
– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)
– Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)
– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)
– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.
4) Оценка учебной деятельности.
– А наш урок подходит к концу. Вы активно и дружно работали сегодня. Как вы думаете, кто из ваших товарищей был самым активным, сообразительным, внимательным?
– Я бы отметила следующих учеников: .... .