Развитие речи и пополнение словарного запаса детей дошкольного возраста.
Развитие речи ребенка — это важный этап в период дошкольного возраста.
Главной задачей данного этапа является педагогически грамотная организация игровой деятельности, способствующей дальнейшему гармоничному развитию личности ребенка. На сегодняшний день актуальным является пополнение словарного запаса детей, ведь логически богатая речь - это успех во множественных областях знания, первая из задач воспитания. Современные дошколята хорошо владеют различными гаджетами и планшетами, отлично разбираются в новомодных игрушках, но совершенно не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, выстраивать диалоги, вести монологический рассказ, им тяжело вовлекать сверстников в коллективные игры без участия взрослого.
Родители активно занимаются развитием детей, водят их на различные секции и кружки, учат языки, посещают школы раннего развития, совершенно забывая о важности такого вида деятельности как, детская игра. Игра непосредственная, инициативная, активная и самостоятельная. Поэтому задача современного дошкольного образования создать условия для гармоничного детства. Многие литературные источники свидетельствуют о большом интересе исследователей различных областей научного познания к вопросу активизации словарного запаса дошкольников. У детей наблюдается
ограниченный словарный запас, так же характерно расхождение объёма пассивного и активного словаря. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка тормозит развитие связной речи. А речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Другими словами, речь – это многообразная деятельность. И дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте как мы уже говорили является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко и понятно для окружающих. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. И начинаем знакомить детей с театром с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры. Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки. Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но, если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем. В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становится и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией. С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами. Вот некоторые примеры.
Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими
движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую
координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством
мимики и речи.
Театр–топатушки– помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой.
Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее. Но не нужно рассматривать театрализованную деятельность, только как
постановку спектакля. Ведь это не единственная ее форма! При помощи кукольного театра, например, на экологическом воспитании, можно показать детям, как выглядит то или иное животное, какие звуки оно издает.
На математике - посчитать героев сказки. На занятиях изобразительному искусству - нарисовать или слепить понравившуюся театральную куклу. На занятиях по развитию речи ребенок может сам стараться правильно говорить за куклу и т.д. Детям это очень нравится, и поэтому они любят кукольный театр. Используя театр, мы можем решить ряд следующих задач. Познавательная – это представление детей о действительности (разные виды
театра, профессии людей, создающих спектакль); развивается память, ребенок учится планировать свои действия для достижения результата; наблюдение за поведением животных, явлениями природы; обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений. Речевое развитие - содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащение словарного запаса: образных выражений, эпитетов, сравнений, антонимов, синонимов и пр.; овладение выразительными средствами общения: вербальными и невербальными. Эстетическая – дети приобщаются к художественной литературе; у них развивается воображение; пытаются создать выразительный художественный образ; приобщаются к совместной деятельности по моделированию костюма, декораций, атрибутов. Развитие движений – дети учатся согласовывать действия и сопровождающую их речь; овладевают умением воплощать и показывать настроение, характер и процесс развития образа; выразительность исполнения основных видов движений. Социально – коммуникативная - ребята становятся дружнее, помогая друг другу или делая кукол вместе; воспитывается у детей уважения к себе, сознательное отношение к своей деятельности; развитие эмоций; воспитание этических способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Кукольный театр как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Кукольный театр позволяет ребятам строить общение друг с другом. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, раскрывают значение таких понятий, как дружба, доброта, честность, смелость и д. р. Когда ребенок действует в связке с другими людьми, ему приходится как бы
встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным, сдерживать бурю эмоций. И здесь важно направить малыша:
ведь ему не всегда легко понять, почему требуется ждать своей очереди, почему ему досталась именно эта роль, почему нельзя забрать куклу у другого ребенка или издать «победный клич» во время лирического вступления перед сказкой и т.д. Именно такие, казалось бы, мелкие бытовые конфликты могут стать важнейшими для ребенка уроками в сложной науке общения с окружающими людьми.
Играйте с детьми в театр! Ничто так не обогащает речь, как личный сенсорный опыт. Активизация речи отлично происходит в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет создать такую искусственную речевую среду, которая, в отличие от естественной, имеет высокий развивающий потенциал и не перегружает малыша.