Статья: на тему «Особенности формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно – двигательного аппарата»
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.
На сегодняшний день существует проблема ориентировки в пространстве у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата - особая категория детей, у которых отмечается сложная структура дефекта, включающая речевые, психические, и двигательные нарушения.
Ориентировка в пространстве - одна из самых актуальных проблем для детей с двигательными нарушениями, интерес к данной становится больше, так как пространство это место, в котором человек находиться постоянно и умение ориентироваться в нем является базовым для развития и успешного обучения ребенка.
Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Дети с такими нарушениями составляют довольно большую группу. По статистике 5—7 % детей в нашей стране страдают нарушенными функциями двигательной сферы, носящими как врожденный, так и приобретенный характер [4, с.105].
Гармоничное развитие ребенка, социальная адаптация и интеграция в общество детей с двигательными нарушениями невозможно без развития способности ориентировки в пространстве.
Так как основную часть детей с нарушением опорно - двигательного аппарат имеют детский церебральный паралич, разберемся какие же особенности ориентировки в пространстве они имеют.
Одним из основных нарушенных звеньев при детском церебральном параличе является нарушение развития пространственных представлений, так как оно базируется на двигательной активности ребенка. Выраженный дефицит пространственных представлений у детей с ДЦП ведет к трудностям в освоении даже социально-бытовых навыков. Недостаточная двигательная активность препятствует формированию зрительно-моторных координаций [1].
Вдобавок к уже имеющимся трудностям в двигательной сфере, дети с ДЦП часто имеют и зрительные нарушения, что оказывает негативное воздействие на формирование пространственной ориентировке, как в макро, так и микро-плоскостях. Вследствие чего возникают дополнительные трудности перцепции изображений (реальных, схематических), фрагментарность восприятия внешнего мира, все это влияет на скорость восприятия [1].
Особенно дети с нарушениями опрно-двигательного аппарата затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей, что отмечает в своих работах И.Ю. Левченко. Чаще всего отмечаются нарушения схемы тела, особенно они бывают выражены при поражении левых конечностей. Ребенок с двигательными нарушениями трудом воспринимает, запоминает части своего тела, долго путается в определении направления [1].
В силу несформированность правой и левой стороны они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать ее правую и левую сторону, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради или альбома, читать с середины страницы.
Пространственные нарушения проявляются также на уроках физической культуры при построении в шеренгу, кругом, выполнении команды направо, налево, осуществлении перестройки движений в колонне с изменением направлений по ориентирам [3, с.63].
В работах И.Ю.Левченко отмечается недостаточность пространственных представлений у детей с нарушением ОДА, которые проявляются в нарушении схемы тела: формирование понятия о ведущей руке, о частях тела и лица происходит позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями там, тут. [2, с.55].
Отмечается низкий уровень ориентации на плоскости листа. При умении словесно обозначать выделяемые пространственные признаки дошкольники с ДЦП не могут еще абстрагироваться от собственного положения и определять пространственные направления относительно любых других лиц или предметов, в чем и обнаруживается ограниченность обобщенного знания детей о пространстве, конкретность их представлений [2, с.57].
Таким образом, можно сделать вывод: что, у детей с детским церебральным параличом большее затруднение при:
- дифференциации правой и левой стороны тела
- низкий уровень развития знаний о пространственной терминологии.
-низкий уровень ориентации на плоскости листа.
- низкий уровень определения пространственных направлений относительно любых других лиц или предметов.
- низкий уровень определения пространственной удаленности.
-нарушение схемы тела.
Список используемой литературы:
- 1. Глобальная сеть рефератов [Электронный ресурс]: содержание и приемы работы по формированию пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. – Режим доступа: https://allbest.ru/
- 2. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
- 3. От рождения до школы [Текст]: основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н. Е, Комаровой Т. С, Васильевой М. А, - 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
- 4. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Е.А. Стребелева, [и др]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.