Тема «Деньги».
Цель :знакомство детей с экономическим понятием «деньги».
Задачи:
Дать определение понятиям «деньги», «доход», для чего они нужны. Какого достоинства бывают деньги и какие (бумажные купюры, железные монеты).
Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета (пенсией, зарплатой, доходом, стипендией).
Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.
Закрепить счет до 10, соотносить существительные с прилагательными при счете.
Развивать умение сопоставлять цифру с количеством фигур (состав числа).
Воспитывать желание заниматься, получать новые знания.
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Семья».
Чтение «Истории Мухи – Цокотухи».
Обогащение словаря:
Купюра – бумажные деньги;
Монета – железные деньги;
Кладоискатели – люди, которые ищут клад;
Зарплата - деньги, получаемые за работу;
Товар –это продукт, произведение труда, которое выставляется на продажу;
Доход –денежные средства или материальные ценности полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой- либо деятельности.
Оборудование: монета достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, купюра 10 рублей, карточки с геометрическими фигурами, кошельки, сюжетно-ролевая игра «Магазин», музыкальный центр, схема кругооборота денег (монетный двор, банк, работа, магазин).
Ход
Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам увлекательную игру, которая называется «Найди сундук»,но для этого нам нужно выполнить задания. Как вы думаете, кто такие кладоискатели? (люди, которые ищут клад). Мы сейчас отправимся в путешествие и будем искать клад. И так в путь (воспитатель предлагает карту- схему).
Воспитатель: Сначала как идем?
Дети: Прямо.
Воспитатель:А затем по какой дорожке пойдем?
Дети: По узкой.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас по какой дорожке пройдем?
Дети: По извилистой.
Воспитатель: А сейчас куда повернем?
Дети: Направо.
Воспитатель: А теперь куда повернем?
Дети: Налево.
Воспитатель: На пути у нас три таблички. И за одной из них клад. Как вы думаете, за какой? Хорошо. Правильно, за этой табличкой клад.
Клад найден, но чтобы открыть сундук, нужно посчитать замки (один замок, два замка, три замка, четыре замка, пять замков, шесть замков, сеть замков, восемь замков, девять замков, десять замков). Молодцы, сундук открыт. А что там?
Дети: Деньги.
Воспитатель: Правильно, деньги. Деньги бумажные, они называются «купюра» и железные деньги, это «монеты». Всем вам приходилось иметь дело с деньгами. Что такое деньги?
Деньги – это такой предмет, за который можно все купить. Например, пальто можно приобрести за несколько купюр, а хлеб можно купить за несколько монет. Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно.
Воспитатель: За что люди получают зарплату?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, деньги люди получают не просто так, а за выполненную работу.
А что такое доход?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам сказку Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены». Подружились как-то старуха Шапокляк, Крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска, и стали они жить вместе.И все у них получалось: крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это заработную плату, Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу чебурашке платили стипендию. Старуха Шапокляк не работала. Вела домашнее хозяйство и получала пенсию.
Воспитатель: какие жители поселились в домике – кошельке? (заработная плата, стипендия, пенсия).
Вывод: все деньги, которые получает семья Крокодила Гены, составляет ее доход.
Воспитатель:Для чего нужны деньги в семье?
Дети: чтобы ходить в магазин и покупать.
Воспитатель: Что можно купить в магазине? (ответы детей).
Физминутка
Дружно, весело шагаем …Марш
В магазин мы попадаем
Я скакалку….Прыжки
Ты – часы…Наклоны
Покупаем от души
Мне ракета так нужна… .Руки в стороны
Очень важная она….Руки вверх
Работа с рисунком: обвести те предметы, которые можно купить в магазине (на карточках нарисованы : тучка, солнце, конфета, мяч, эскимо, футболка, сапоги).
Воспитатель:А мы с вами нашли сегодня клад.
Дети: Деньги. И с этими деньгами мы пойдем в магазин.
Сюрпризный момент – стук в дверь. Входит Мишка – бизнесмен с большой сумкой.
Мишка: Здравствуйте, дети. Я слышал, что вы нашли клад.
Воспитатель: Да, мы нашли сундук с деньгами.
Мишка: А я – Мишка бизнесмен и у меня есть большой магазин. Там много игрушек. Хотите купить себе игрушки?
Дети: Очень хотим.
Мишка: Но прежде, чем попасть в магазин, посмотрите, на столе лежат карточки с геометрическими фигурами. Вам нужно разложить деньги соответственно карточкам. В подарок вы получите кошелек. Дети раскладывают деньги в соответственно с геометрическими фигурами на карточке (рис. 2).
Мишка: Молодцы! Получите свои кошельки и пошли в магазин.
(дети вместе с Мишкой идут в магазин).Я буду продавец, а вы покупатели (дети выбирают себе игрушки).
Мишка:Таня, какую игрушку ты бы хотела купить?
Ребенок: Куклу.
Мишка: А сколько стоит кукла?
Ребенок: Два рубля.
Мишка: А у тебя сколько денег? Лиза, а какую игрушку выбрала ты?
Ребенок: Собачку.
Мишка: А сколько она стоит?
Ребенок: Четыре рубля.
Мишка: А у тебя пять рублей. Я тебе сдам один рубль сдачи.
Мишка: Вы все довольны своими покупками? С этими игрушками вы можете поиграть.
Воспитатель: И так, ребята, что вы сегодня узнали нового о деньгах? (ответы детей).
Воспитатель: Для чего они нужны? (ответы детей).
Воспитатель: За что люди получают деньги? (ответы детей). Как называют деньги. Заработанные своим трудом? (ответы детей).
Воспитатель: Из чего состоит бюджет семьи (ответы детей). Молодцы! Вы все хорошо работали!
Вывод: Нужно хорошо заниматься, так как от хорошей учебы зависит будущая зарплата.