Роль уроков физической культуры и спорта неизменно растет с каждым днем. В компьютеризированный век детей тяжело заставить заниматься активными видами спорта, такими как футбол, бег и т.д., т.к. дети предпочитают провести время у телевизора или за компьютерными играми. Роль уроков физической культуры в данной ситуации заставить ребят полюбить спорт и сделать выбор в его сторону.
Но как привлечь ребенка заниматься спортом? В первую очередь нужно сделать уроки физической культуры интересными и познавательными. Добиться этого можно - лишь тщательно подготавливаясь к каждому уроку и индивидуально подходя к каждому учащемуся.
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе 30 человек с разным уровнем физической подготовленности?
У меня, как и у каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.
Для того чтобы сформировать у учащихся такой интерес и поддерживать его, необходимо:
- стимулировать любознательность учащихся;
- повысить качество обучения, приучая школьников к серьезному и упорному труду, а не превращать учебный процесс в забаву;
- организовать самоподготовку учащихся, чтобы они, окончив школу, умели без посторонней помощи находить пути и средства для поддержания хорошей физической формы
Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения. Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха. Объяснение и показ новых упражнений следует проводить со всем классом в начале основной части урока. Это даст учителю возможность сразу увидеть качество выполнения учениками упражнений и личные особенности каждого. В раскрытии ученика как личность огромное значение имеют подвижные игры. Ведь по своим физическим силам и характеру дети разные – отчаянные, неловкие, вздорные, неуклюжие, и т.д..Учитель обязательно должен учитывать все особенности детей при распределении команд. С помощью игры в детях воспитываются недостающие качества.
Когда школьники достаточно хорошо освоили материал, можно строить занятия в группах в основной части урока по принципу круговой тренировки. Это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает учителю возможность видеть работу всех учащихся, контролировать их действия, давать консультации и своевременно оказывать индивидуальную помощь.
На моих уроках распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики.
При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры так же необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного,
легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.
На своих уроках я выделяю три характерные группы школьников:
- быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
- хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
- посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.
Особенность методики индивидуального подхода заключается в следующем:
- Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.
- Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.
- Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.
- Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.
- Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:
- создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
- методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.
Учитываю вышесказанное нельзя недооценивать роль индивидуального подхода на уроках физической культуры. Работая лично с учащимися на уроке или тренировке, важно научить каждого из них действовать самостоятельно, определяя нагрузку по силам и подготовленности, выполнять такие упражнения, которые разносторонне воздействуют на организм, укрепляя не только мышцы, но и развивая внутренние органы. Работая индивидуально с учениками, необходимо систематически проверять результаты воздействия выполняемых упражнений и, следовательно, контролировать уровень физической подготовленности. Именно этими возможностями и обладает метод индивидуального подхода к учащимся.