ИЗ ИСТОРИИ РУССКИХ ИМЕН И ФАМИЛИЙ
Цели:
- Познавательная
Дать представление о происхождении имени и фамилии людей, вызвать интерес к собственному имени и фамилии. Показать связь имен с историей определенной эпохи
Развивающая
Сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени; выявлять связь имен с историей государства, профессией; умет отличать имена иноязычные от исконно русских, орфографические навыки
- Развивать навыки простейших исследований
Воспитательная
Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.
Рассказать об истории происхождения русских имен, отчеств и фамилий;
- Заинтересовать ребят историей своего имени, фамилии, а также своих ближайших родственников
Оборудование урока:
Индивидуальные рабочие карты ( РК)
Выставка литературы, словарь русских имен и фамилий, “Толковый словарь русского языка” ( исходя из возможностей учеников и школьной библиотеки)
Предварительное задание (дается за неделю до проведения урока) :
Выясните с помощью справочной литературы происхождение вашего имени, фамилии, дайте им толкование.
Класс разбивается на небольшие группы, которые получают задание. Учитель должен проконтролировать его выполнение перед уроком.
А) Архивариусы и работаю со справочной литературой, заранее находя толкование ключевых слов на уроке.
Б) Группа 1 - Ребята рассказывают о происхождении своего имени, имен своих родных и близких. Хорошо, если кто-нибудь сумеет найти очень редкое или интересное имя и расскажет о нем
В) Группа 2 – задание “Назови меня ласково”. Задача этой группы подобрать для своего соседа как можно больше ласковых вариантов его имени.
Г) Группа 3 – толкование имен и отчеств сказочных или былинных героев
Д) Группа 4 готовит свое именование по правилам древнего этикета