В период модернизации образования одна из главных задач школы- обеспечение нового качества знаний с учетом актуальных потребностей личности, требований общества и государства. В средней школе естественно- научное образование должно идти по пути развития у школьников познавательного интереса, способности осознавать ценность полученных знаний, т.е. использование в образовательной практике идей компетентностного подхода.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке, являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате смени значительно увеличить объём эффективной самостоятельной работы. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока. Конечно , индивидуальная работа с учащимися трудоёмка, но её результаты всегда очевидны.
Коллективная(групповая) форма организации учебной работы учащихся.
Для этого организуется работа в парах. Их предназначение: изучение нового материала ( обсуждение, взаимообучение), закрепление знаний, повторение. Такой вид деятельности позволяет обменяться информацией, что способствует коммуникации. Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Трудности комплектования групп и организации работы в них.
Слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке – фронтальной и индивидуальной – групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и формировании положительных нравственных качеств личности.
Каждая из рассмотренных форма организации обучения решает свои специфические учебно - воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга. Эту форму организации я использую на уроках – состязаниях, викторинах, во внеурочной деятельности. Практикую группы- взаимообучения - сильный ученик учит слабого, оценивают оба.
Таким образом, успех как индивидульной, так и групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая шруппа и каждый ее участник в отдельности, каждый ученик ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.