«Использование концептно-ассоциативного метода обучения
на уроках литературы»
Помните стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
«Крошка сын к отцу пришёл
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо? …»
Каждый ли папа сможет сходу ответить на такой, казалось бы, простой вопрос ребёнку? Ответить обстоятельно, с примерами, понятными ребёнку в определённом возрасте? Правильно – не каждый. Да и мама не каждая.
А ребенок? Порой, такие вопросы, как «Что такое милосердие?» или «Что такое чинопочитание?» заставляют детей разного возраста задуматься, а некоторых даже ставят в тупик.
Отсутствие у учащихся умения формулировать значение вечных понятий – это давняя проблема, с которой сталкиваются учителя гуманитарных предметов.
В преподавании истории, обществознания и литературы существует противоречие между необходимостью формирования у учащихся метапредметных и интегративных знаний (в связи с установкой на личностный характер обучения в рамках ФГОС) и отсутствием у этих же учащихся мотивации к чтению, фрагментарность знаний об основных культурных и литературных явлениях.
По результатам международных исследований PISA (международная программа по оценке образовательных достижений старших школьников) PIRLS (международный проект по исследованию качества понимания текста младшими школьниками) 4классники нашей страны в мире занимали второе место по читательской грамотности в 2011 году. Через 4 года, эти же дети, но 9классники, занимают уже 26 место по тому же показателю. Почему выпускники начальной школы, одни из лучших в мире, становятся неконкурентоспособными через 4-5 лет в области умения учиться, работать с информацией, читательской грамотности?
К нашим ученикам осознание вышеназванной проблемы приходит, обычно, одновременно с итоговой аттестацией. Они боятся писать сочинение, где нужно объяснять морально – нравственные понятия, выражать своё отношение к этим понятиям и приводить аргументы из литературных произведений.
Таким образом, озвученное противоречие – это не только проблема учителя, но в большей степени – проблема ученика.
Одним из решений данной проблемы, по моему мнению, является изучение художественных произведений с использованием концептно - ассоциативного метода, который относится к числу личностно-ориентированных и рассматривается в контексте требований ФГОС ООО к формированию УУД и общих компетенций.
Теоретическим фундаментом концептного метода является теория концептов, разработанная отечественными педагогами и филологами Н. Д. Арутюновой, Е.С. Кубряковой, Ю. С. Степановым, С.А. Аскольдовым, Д.С. Лихачёвым и др.
Слово «концепт» происходит от лат. «conceptum» – «познавать, постигать» и обозначает философское понятие, обладающее субъективной множественностью смыслов. Индивидуальные знания человека о мире организуются в концептуальную систему. Следовательно, в основе мировоззрения каждого человека лежит определенная система концептов.
Выбор метода обучения продиктован целью моей педагогической деятельности:
формирование эмоционально – ценностной картины мира учащихся посредством постижения смысла общечеловеческих понятий, заложенных в литературных произведениях.
Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить возможности использования концептного метода обучения на уроках литературы;
- адаптировать сложный процесс создания концептов к преподаванию литературы школьникам среднего звена и оценить его эффективность;
- создать учащимся условия для становления эстетического вкуса, обретения собственного смысла в изучаемых произведениях;
- создать словарь концептов, как базовое пособие для подготовки к итоговой аттестации.
Итак, как я использую концептный метод на уроках литературы.
После первого прочтения текста учащиеся совместно с учителем выделяют концепты, раскрывающие идею произведения. Иногда они лежат прямо на поверхности или даже в названии произведения, а иногда учащимся требуется помощь учителя в выделении основного концепта. Далее работа с выделенным концептом проходит в 6 этапов, которые вы видите на слайде.
1.Работа со словарями разных видов.
2.Социологический опрос.
Ребята опрашивают людей разного возраста с целью выяснить, как понимается данный концепт в обществе. Эта работа выполняется группой ребят предварительно, и на урок ребята приносят уже готовый результат.
3.Раскрытие концепта в устном народном творчестве.
В фольклоре заключена мудрость народа. Суть устного народного творчества можно выразить словами А.Н. Толстого: «Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии. Он включает в себя произведения, передающие важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях».
4. Подбор высказываний великих людей, раскрывающих изучаемый концепт.
Эти примеры используются в качестве эпиграфов к сочинениям.
5. Анализ произведения.
При анализе текста я пользуюсь приёмами, которые вы видите на слайде. Часть из них вы видели сегодня на уроке.
- чтение с пометами (инсерт);
- комментированное чтение;
- выписывание цитат, раскрывающих концепт и их анализ;
- характеристика образов;
- выразительное чтение;
- драматизация отрывков из текста.
«Выбор тех или иных методических приёмов диктуется природой произведения» – в этом я полностью согласна с мнением российского педагога М.А. Рыбниковой.
6. Cоздание концептной карты исследуемого понятия.
Готовые концептные карты собираются в папку – скоросшиватель и дополняются при изучении других произведений. Таким образом, у каждого выпускника 9 или 11 класса на руках оказывается готовое пособие для написания любых сочинений.
Причём, пособие не списанное с чужих работ в Интернете, а созданное им самим на протяжение нескольких лет (а не двух вечеров), где каждое понятие прочувствовано лично им.
Последовательность этапов может меняться в зависимости от произведения. Например, если основная идея произведения недоступна учащимся сразу по названию или после первого прочтения, то первым этапом будет анализ текста.
В классах, где я работаю, учащиеся разбиты на группы, каждая из которых при изучении данного произведения работает над одним каким-то этапом. Затем ребята сообщают классу о результатах своей работы, и мы все вместе приступаем к анализу произведения и составлению концептной карты. При изучении следующего произведения данная группа будет работать над другим этапом, поэтому каждый учащийся освоит все этапы формирования концепта.
Когда я начала работать над концептами с учащимися 5 класса, стало понятно, почему этот метод авторы разработали для профильных классов, где уже произошла смена типа мышления с конкретного на образный и абстрактный. Но работа уже была начата, и нужно было искать выход, как адаптировать концептный метод к обучению 5 классников. Поэтому к перечню этапов я добавила ещё два этапа:
7. Работа с ассоциациями по поводу изучаемого понятия
8. Связь с разными видами искусства
Теперь называю получившийся метод концептно – ассоциативным.
На этапе работы с ассоциациями ребята подбирают синонимы, образы, примеры, связывающие изучаемое понятие с другими, уже известными концептами.
Общеизвестно, что человек лучше запоминает то, что пережил эмоционально, чем то, что он просто выучил. Поэтому в моём алгоритме появился 7 этап.
Дополнить концепт эмоциональными переживаниями мне помогают изобразительное искусство, музыка, фильмы и социальные ролики. Они через чувственную сферу каждого ученика наполняют концепт эмоциональными переживаниями, важными для этого ученика. Именно эти переживания останутся с ребёнком на всю жизнь и позволят ему выстроить в своём сознании систему мыслей, образов, возможных ассоциативных ходов, связанных с данным понятием.
Например, при формировании концептов «Добро», «Милосердие», «Сострадание» можно использовать следующий видеоролик. (ссылка https://www.youtube.com/watch?v=G2PKmbyfMbg&index=1&list=PLvZCYQ4x14Oil4aUj31xj0ftTfnOTbwEy )
В будущем планирую попробовать создание концептов на основе проектной деятельности учащихся: например, «Концепт «доброта» в творчестве Л.Н. Толстого». Думаю, что здесь вполне возможны и групповые, и индивидуальные проекты.
Условия реализации:
- интеграция литературы с другими видами искусства на основе художественных концептов;
- освоение учащимися ценностных и личностных смыслов, заложенных в литературных произведениях;
- совместная с одноклассниками деятельность по созданию материального продукта – словаря концептов.
Целенаправленное и системное изучение концептов русской культуры представляется продуктивным, поскольку способствует формированию этических представлений у школьников, расширению культурного кругозора каждого ученика, формированию навыков сравнительного анализа и умения выделять структуру понятия, развитию логического мышления и творческих способностей, активизации мыслительных процессов.
После моего выступления на педагогическом совете в нашем образовательном учреждении в этом учебном году, мои коллеги констатировали, что могут использовать заявленный опыт на уроках обществознания, иностранных языков, музыки и физики.
Например, понятие атомная энергетика в кластере можно раскрывать в двух цветах: белом и чёрном. Видеофрагменты для иллюстрации возможностей атомной энергии можно найти в свободном доступе в интернете. (https://www.youtube.com/watch?v=a-kQW9VZbao; https://vk.com/video47269211_167983517 )
Вряд ли можно найти картины художников, изображающих ядерные взрывы, но недостатка в фотографиях в наше время не существует. Например, фото атомных станций, плавучих нефтяных платформ, позволяющих добывать нефть с огромных глубин, медицинского оборудования, позволяющего бороться с онкологическими заболеваниями. Даже можно найти цитаты или афоризмы, связанные с атомной энергией:
Атом – лишь инструмент в руках человеческих. Он может согреть, опалить и уничтожить – выбирать человеку. (Александр Громенко).
Если вы сможете использовать ядерные открытия в мирных целях, это откроет путь в новый рай. (Альберт Энштейн).
Если у вас хорошо с юмором, то, возможно, вам понравятся следующие высказывания:
Всего лишь одна атомная бомба может испортить вам целый день. (Граффити).
Водородная бомба – это изобретение, позволяющее покончить со всеми изобретениями. (Роберт Орбен).
Прогресс имеет один недостаток – время от времени он взрывается. (Элиас Канетти).