Дидактическая игра как средство развития логического мышления младшего школьника - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 142
  • Скачиваний: 5

Дидактическая игра как средство развития логического мышления младшего школьника

Бурнашова Татьяна Олеговна

3 курс, специальность «Преподавание в начальных классах»

ГАПОУ СО Нижнетагильский педагогический колледж №1, г. Нижний Тагил

Современное образование переходит на новый уровень, на сегодняшний день, чтобы ребенок усвоил новые знания, его нужно заинтересовать и конечно же, проще всего это сделать с помощью игры. В данной статье, Вы сможете узнать про значение дидактической игры в развитии логического мышления и необходимость ее в современном обучении.

Ключевые слова: игра, дидактическая игра, мышление, логическое мышление.

С поступлением ребенка в школу (6 – 8 лет), у него начинают формироваться новые виды мышления, это словесно – логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе и интерес к ней зависит от уровня развития этих мышлений.

Младший школьник – это ребенок, который перешел из одной привычной ему среды, в другую совершенно непонятную. Это и наталкивает на мысль, что первое время, обучающемуся привычнее воспринимать все как игру, т.к. его основная деятельность – это игровая. В игре младшему школьнику проще понимать, усваивать, развивать все более новые навыки, знания. Игра способствует тому, чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче, занимательнее и увлекательнее. Когда школьник обучается играя, это пробуждает в нем активность, интерес, и самое главное способствует развитию мышления.

Для начала разберемся, что же такое мышление? «Мышление – это психический познавательный процесс, позволяющий обработать ранее полученную информацию» [6, с. 79].

Развитие мышления представляет собой огромное значение в жизни обучающегося, которую он должен освоить. Это особый, огромный и тяжелый труд, но в то же время интересный и познавательный.

Но главную роль играет логическое мышление, оно дает возможность ребенку решать и изучать более обширный, широкий круг задач, осваивать новый знания, умения, навыки. «Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного выводы из имеющихся предпосылок» [3].

Основными критериями логического мышления у школьника являются:

1. Умение выделять существенные признаки из второстепенных;

2. Умение рассуждать;

3. Умение сравнивать;

4. Умение анализировать;

5. Умение классифицировать предметы;

6. Умение аргументировать свою точку зрения;

7. Умение устанавливать причинно – следственные связи;

8. Умение развивать нестандартность мышления [4, с. 109].

Неумение выделить общее и существенное, может затруднить процесс обучения ребёнка. Можно сделать вывод, что проще всего и интереснее для ребенка развивать его с помощью дидактических игр.

Отличительная черта педагогических дидактических игр от обычных состоит в том, что она обладает четко поставленной целью обучения и соответствует результата, которые учитель для себя выявил. Самая важная особенность и достоинство дидактической игры состоит в том, что она строится и основана на интересном материале, который помогает обучающемуся думать, рассуждать, «кормить» свой ум. А сам процесс игры помогает развитию логического мышления. Как писал С. Т. Шатский, «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» [5]. И сложно не согласиться, что самое увлекательное, интересное и запоминающееся происходит именно в игре, к тому же это еще и самый простой и эффективный метод совместить игровую деятельность и познавательную. Нам, как учителям начальных классов, именно дидактическая игра поможет в этом, ведь с помощью нее ребенок может как получить новые знания, так и обобщить, и закрепить.

Формы проведения игры могут быть коллективными, групповыми и индивидуальными. На разных этапах урока, могут применяться разные формы дидактических игр, например:

1. Объяснение нового материала, а также первичное закрепление. На данном этапе лучше использовать коллективную форму, т.е. игру со всем классом.

2. Самостоятельная работа. Форма может быть индивидуальной или групповой. (можно использовать игровые карточки)

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1.         Игры - упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр - упражнений: кроссворды, ребусы, викторины;

2.         Игры - путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез;

3.         Игры - соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды [1].

Смысл, замысел игры нужен для развития активности, но не простой, а познавательной, т.к. ребенок проявит свои умения и способности, знания и навыки. Правила игры могут дать ребенку возможность урегулировать свое поведение во время урока. Самое главное и важное, чтобы дидактическая игра, которая проводится на уроке была завершенной. Обучающиеся обязаны увидеть результат в конце.

Современные дидактические игры – это средство, которое поможет в обучении различным навыкам. Но подбирая задания, важно учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика. Многие из дидактических игр требуют умения рассуждать, строить высказывания, суждения и умозаключения. А также проверяют организованность, выдержку, умение соблюдать правила, слушать одноклассников.

Примеры дидактических игр, направленных на развитие логического мышления:

1. Игра «Соотнеси».

Цель: развитие логического мышления.

На доске записано несколько слов. Вывешивается иллюстрация. Детям необходимо соотнести слова, которые подходят к иллюстрации. При правильном ответе дети добавляют еще свои слова, которые подходят к данной иллюстрации. После выполнения задания подсчитывается количество правильных ответов. Данная игра использовалась для средств коллективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства, переводящих учащихся от подражания к творчеству [1].

2. Игра «Составим поезд»

Поезд составляется из паровоза (рисунок на карточке), вагонов – карточек, на каждой их которых записан пример; ответ решенного примера указывает номер этого вагона. Учитель может предложить двум командам детей, состоящим из 5 человек, два набора вагонов – карточек с примерами на сложение и вычитание в пределах 5.

1 набор: 4 – 3, 1 + 1, 5 – 2, 1 + 3, 1 + 4

2 набор: 5 – 4, 5 – 3, 2 + 1, 2 + 2, 2 + 3

Выигрывает команда, которая быстрее и правильно составит поезд [2, с. 23].

Список литературы

1. Игровые технологии [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/05/25/igrovye_tehnologii.docx, свободный-(дата обращения 20.11.2020)

2. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. / В.Г. Коваленко – М.: Просвещение, 1990 – 96с.

3. Логическое мышление – развитие логики [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://4brain.ru/logika/, свободный-(дата обращения 20.11.2020)

4. Минова М.В., Крутень О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика: методическое пособие. – Красноярск: ККИПК, 2009. – 184 с.

5. Мир игры в жизни младшего школьника [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2016/04/16/mir-igry-v-zhizni, свободный-(дата обращения 20.11.2020)

6. Шишкоедов П. Н. Общая психология. – 2009. – 370с.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: