Проблема поиска эффективных путей модернизации системы образования выдвинулась в последние годы на первый план, так как она носит не только педагогический, но и социальный характер, так как порождена самой жизнью, сложными процессами развития экономических отношений как в России, так и во всем мире. С увеличением темпа роста знаний традиционный подход не давал ожидаемых результатов качества образования. Необходимость усвоения все большего количества информации за тот же промежуток времени, что и раньше, сводила образовательный процесс только к ее механическому запоминанию, не оставляя времени на освоение способов практического применения знаний. Поэтому ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Общество предъявляет новые требования к выпускнику школы: выпускник — это функционально грамотная личность – человек самостоятельный, человек познающий и человек, умеющий жить среди людей.