ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период и закладываются основы личностной экологической культуры. Экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира, поэтому именно в этом возрасте очень важно заложить основы формирования начал экологической культуры. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Поэтому процессы образовательной деятельности строятся таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети получали наглядным методом, т.е. путем запечатления реальных событий и объектов окружающего мира. А поскольку основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то большая часть программного материала по экологии осуществляется путем привнесения элементов сюжетно-ролевых игр.
Оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры являются игровые обучающие ситуации. Например, игровые обучающие ситуации с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. С помощью персонажей можно активизировать познавательную деятельность детей во второй младшей группе. Например, тема: «Жизнь лесных обитателей зимой». Задачи: углубить представления детей об особенностях жизни зайца, лисы и волка в зимнем лесу; формировать умение выделять характерные особенности животных, активизировать речь детей; воспитывать чувство доброты, сопереживания к нелегкой жизни диких животных зимой. Материалы и оборудование: белая ткань, нарисованные на белой бумаге следы животных, солома, игрушечные животные: заяц, лиса, волк, медведь, аудиозапись шума зимнего леса. Ход: Воспитатель: Дети сегодня мы с вами познакомимся с жизнью животных в лесу. (Стук в дверь, появляется колобок). Смотрите, ребята, к нам в гости пришел колобок. Колобок: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй, Колобок! Колобок: Ребята, я смог перехитрить лису и укатился от нее, а пока я катился по дорожке, подумал вот о чем. Ведь я многих зверей в сказке перехитрил. Они все хотели меня съесть. А вот было бы интересно узнать, чем питаются звери, и как они живут в лесу зимой. Вот я и пришел к вам в детский сад. Знаю, что воспитатели маленьким детям, про все рассказывают. Воспитатель: Ребята, давайте поможем Колобку узнать о жизни животных в лесу. Дети: Давайте. (дети вместе с воспитателем повторяют и обобщают правила поведения в лесу). Воспитатель: Мы сейчас закроем, глазки и окажемся в зимнем лесу... (Звучит аудиозапись звуков зимнего леса.) А вот и лес. Лес — это дом для многих зверей и птиц. В нем много деревьев и кустарников. Дети, посмотрите, на снегу чьи-то следы! Куда они нас приведут? Кто это тут прячется? Дети: Это зайчик! Колобок: А почему он белый? В моей сказке зайчик серый. (Ответы детей.) Интересно, а что там заяц делает за стогом сена? Дети, вы не знаете? (Ответы детей) А если сена, не будет, что же он будет делать? (Ответы детей) Воспитатель: Давайте не будем мешать зайке. Пусть он кушает, а мы с вами пойдем, посмотрим, куда, приведут нас другие следы. Далее по аналогичной схеме знакомимся с другими животными: волком, медведем и лисой.
Ситуации с игрушками - аналогами используются в сопоставлении живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними. Например по теме «Волшебный мир насекомых». Задачи: закрепить знания детей о насекомых, о правилах поведения в природе; развивать мышление; воспитывать бережное отношение к живым организмам. Материалы и оборудование: аналоги насекомых. Непосредственно образовательная деятельность проводится в теплое время года на участке. Когда дети выходят на прогулку, воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы подвести к пониманию темы. Педагог объясняет, что на участке есть постоянные жители - насекомые. Воспитатель: А на нашей полянке спрятались и игрушечные насекомые. Давайте вместе их поищем. Принесите их, пожалуйста. (Дети ищут насекомых, приносят воспитателю.) Воспитатель: Вы держите в руках насекомых. Почему этих насекомых можно брать в руки? (Ответы детей) Почему нельзя брать настоящих насекомых в руки? (Ответы детей) Скажи, ты быстро нашла своё насекомое? (3-4 индивидуальных ответа.) Воспитатель: Да, правильно, легче было найти тех насекомых, которые не прятались, и были хорошо видны, чем тех, окраска которых сливалась с поверхностью. Давайте поиграем с нашими насекомыми: расположите своих насекомых на полянке так, чтобы они были хорошо видны. (Дети располагают насекомых.) Всем хорошо видны насекомые? Дети: Да! Воспитатель: А как вы думаете, птицам они тоже хорошо видны? Дети: Да! Воспитатель: А кто еще может увидеть насекомых? Дети: Птицы, животные. Воспитатель: Правильно. Насекомых могут увидеть птицы и склевать их, потому что насекомые служат птицам кормом. Так что нам нужно сделать, чтобы сохранить наших насекомых? Дети: Спрятать их. Воспитатель: Давайте расположим насекомых так, чтобы птицам было трудно их отыскать. Вот таким способом насекомые сохраняют свою жизнь.
Далее можно рассказать детям о других способах приспособления насекомых к жизни в природе. И в конце подводим итог и делаем акцент на то, что мы работали с насекомыми-игрушками.
Все дети любят различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. Такие игры больше подходят для детей старшего дошкольного возраста. В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. Например, тема «Путешествие на остров ». Задачи: расширять представления детей о значении растений в жизни человека, о природных красителях; упражнять детей опытным путём получать краски и окрашивать белую ткань; воспитывать бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и к своей деятельности; расширять словарный запас: «лен», «красители». Материалы и оборудование: конверты с письмами, макет лодки, аудиозапись шума прибоя, пластиковая бутылка с письмом, сундук, корзина с овощами, терки, кусочки хлопчатобумажной тканы, веточки льна (имитация), готовый сок овощей (моркови, свёклы) и отвары луковой шелухи и крапивы, прищепки (по 2 шт. на ребёнка), подносы. Воспитатель: Сегодня мы с вами попали на берег моря. Посмотрите-ка, здесь какая - то бутылка. Надо её убрать. Ой, да здесь письмо. Давайте его прочитаем. «Всем! Всем! Всем! Приглашаю вас на свой остров. Обещаю показать всё самое интересное. Робинзон Крузо». Поплывём в гости к Робинзону? А вот и лодка. Садитесь. (Звучит аудиозапись шума моря.) Вот мы и приплыли. Посмотрите, как здесь красиво! Но где же Робинзон? Ой, какое-то письмо. Подписано: «Детям от Робинзона». Давайте прочитаем! Воспитатель читает письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Извините, что не смог вас встретить, появились неотложные дела. Прогуляйтесь, пожалуйста, по острову сами. Путь в самые интересные места острова я отметил стрелочками. А в следующий раз я обязательно с вами встречусь. Ваш Робинзон». Далее дети вместе с воспитателем вспоминают правила поведения в незнакомом месте. Находят первую стрелочку, которая приводит их к веточке льна. Воспитатель: Ой, посмотрите, ребята, какая чудесная веточка! Кто знает, как называется это растение? Дети: лен (если затрудняются, воспитатель уточняет). Воспитатель: Правильно. Такое растения растут в нашем крае. А для чего нужен лен? (Ответы детей.) Воспитатель: Молодцы! Действительно, это растение нас одевает, из него делают ткань, а из ткани шьют одежду, которую мы с вами носим. Ребята, посмотрите, что это за сундук стоит? Давайте его откроем, посмотрим, что в нём. (Открывают сундук) В нём записка от Робинзона. «Дорогие дети! Я уже давно живу на этом, острове. Питаюсь тем, что даёт мне природа: фруктами, овощами. Я научился делать ткань из хлопка и шить из неё одежду, но она у меня получается только белой. А мне хотелось бы иметь красивую, яркую одежду. Вы можете мне помочь? Заранее благодарен. Ваш Робинзон» Воспитатель: Надо помочь Робинзону! Давайте вспомним, чем можно красить ткань? (Ответы детей.) Воспитатель: Но ведь у Робинзона нет таких красок. Как же быть? Посмотрите, ребята, я нашла, на острове корзинку с овощами. С их помощью мы и попробуем окрасить ткань. Посмотрим, что у нас получится. Для начала необходимо натереть овощи на тёрке и отжать сок. (Дети натирают овощи на тёрке, отжимают сок) Воспитатель: Полученный сок налейте в мисочки, стоящие перед вами. Вот вам кусочки хлопчатобумажной ткани и прищепки. С помощью прищепок опустите ткань в сок, хорошо промочите её, поднимите, дайте соку стечь. Положите ткань на стоящий перед вами поднос. Далее воспитатель опрашивает детей, в какой цвет окрасилась ткань с помощью соков и отваров трав. Воспитатель: Вот видите, ребята, как природа помогает нам выглядеть красиво. Далее дети продолжают путешествие по острову, выполняют задания Робинзона.
В процессе игр – путешествий дети посещают новые, интересные места, расширяют и получают новые знания о природе. Воспитатель в игре выполняет главную роль. Именно через него дошкольники знакомятся с окружающим интересным миром природы. Воспитатель предлагает детям выполнять различные действия, при этом выполняет их сам. Обучение с использованием игр – путешествий может занимать больше времени, чем запланировано, создавать положительный эмоциональный настрой детей, развивать интерес. Игры – путешествия могут плавно переходить одна в другую.
Таким образом, использование различных игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании позволяют наиболее доступным способом дать детям знания программного материала по экологии, вызвать интерес к ее изучению, воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней. Экологическое воспитание дошкольников тесно связано с нравственным воспитанием, так как в основе отношения человека к природе лежат гуманные чувства, стремление защитить и оберегать природу.