Задача современного образования не только получение необходимых навыков, умений и знаний, но и развитие личности каждого ребенка. Важную роль в этом процессе играет литература. Именно этот учебный предмет формирует эмоциональную сферу, раскрывает общечеловеческие ценности, дает образец для подражания и необходимые в жизни знания. Это является особенно важным для детей с особыми образовательными потребностями – обучающихся с ОВЗ VII вида (задержка психического развития).
Изучение школьного курса литературы представляет значительные трудности для детей с ОВЗ в силу их психофизических особенностей.
Такие дети испытывают затруднения в процессе чтения, не могут выделить главное в информации, ошибаются при операциях анализа, сравнения, обобщения, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность; оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения, у них зачастую нарушены фонематический слух и графомоторные навыки. Обучающиеся с ОВЗ чаще всего работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала.
Учитель при подготовке к уроку должен помнить о том, что у этой категории обучающихся наблюдается преобладание наглядной памяти над словесной, поэтому во главу угла необходимо поставить принцип наглядности для создания такой модели обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта.
Для школьников с ОВЗ, как и для обычных ребят, компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.
Оптимальное сочетание ЭОР с традиционными методами обучения и воспитания повышает эффективность коррекционной работы. Электронные ресурсы значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию обучающегося, активизировать его познавательную деятельность, даёт возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся с ОВЗ. Дети из пассивных созерцателей происходящего становятся активными участниками урока. Сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, плодотворным.
Наглядное отображение словесной информации способствует повышению эффективности учебной деятельности и в специальном (инклюзивном) образовании приобретает особенно большую значимость.
Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника с ОВЗ, так как зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории обучающихся.
Мультимедийные презентации – это наиболее удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее продолжительно удерживают внимание обучающегося с ОВЗ. Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда обладают непроизвольным запоминанием. Они запоминают только то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя при этом центральный объект и проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, таким образом, повышаем концентрацию внимания и материал успешно запоминается.
В последнее время все более популярным становится использование так называемого «Слайд-шоу». На определенную тему набираются фото и видео материалы и выстраиваются в конкретный логически выстроенный сценарий. Дети не просто воспринимают информацию, а сами непосредственно принимают участие в показе: отвечают на заранее подготовленные в сценарии вопросы, решают доступные учебные задачи. В показ включены самостоятельно подобранные детьми материалы, фотографии самих учащихся, что очень важно для развития их эмоциональной заинтересованности и осознанности в том, что именно они являются активными участниками урока.
Использование «слайд-шоу» возможно на различных этапах работы с обучающимися с ОВЗ.
Применение компьютерных технологий позволяет сочетать словесные методы со зрительными, задействовать как весь визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая гамма, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы – дикторский текст, музыка), оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков и значительно повысить темп занятия, увеличивая долю самостоятельной работы обучающихся.
Таким образом, органический синтез словесных методов и ЭОР помогает учителю пробуждать воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно–наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся. Ученики с ОВЗ за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным и увлекательным.