Использование электронных образовательных ресурсов при обучении литературе детей с ОВЗ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 139
  • Скачиваний: 18

Задача современного образования не только получение необходимых навыков, умений и знаний, но и развитие личности каждого ребенка. Важную роль в этом процессе играет литература. Именно этот учебный предмет формирует эмоциональную сферу, раскрывает общечеловеческие ценности, дает образец для подражания и  необходимые в жизни знания. Это является особенно важным для детей с  особыми образовательными потребностями – обучающихся с ОВЗ VII вида (задержка психического развития).

Изучение школьного курса литературы  представляет значительные трудности для детей с ОВЗ   в силу их психофизических особенностей.

Такие дети  испытывают затруднения в процессе чтения, не могут выделить главное в информации, ошибаются  при  операциях анализа, сравнения, обобщения, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность; оказываются  не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения,   у них зачастую нарушены фонематический слух и графомоторные навыки.  Обучающиеся  с ОВЗ чаще всего работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала.

Учитель при подготовке к уроку должен помнить о том, что у этой категории обучающихся наблюдается преобладание наглядной памяти над словесной, поэтому во главу угла необходимо поставить принцип наглядности для создания  такой модели обучения детей с  ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта.

Для школьников с ОВЗ, как и для обычных ребят, компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.

Оптимальное сочетание ЭОР  с традиционными методами обучения и воспитания повышает эффективность коррекционной работы. Электронные ресурсы  значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию обучающегося, активизировать  его познавательную деятельность, даёт возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся с ОВЗ. Дети из пассивных созерцателей происходящего  становятся активными участниками урока. Сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, плодотворным.

Наглядное отображение словесной информации способствует повышению эффективности учебной  деятельности и в специальном (инклюзивном) образовании приобретает особенно большую значимость.

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника с ОВЗ, так как  зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории обучающихся.

Мультимедийные презентации – это  наиболее удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее продолжительно удерживают внимание обучающегося с ОВЗ. Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда обладают непроизвольным запоминанием. Они запоминают только  то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя при этом центральный объект  и проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, таким образом, повышаем концентрацию внимания и материал успешно запоминается.

В последнее время все более популярным становится использование так называемого «Слайд-шоу».  На определенную тему набираются фото и видео материалы и выстраиваются в конкретный  логически выстроенный сценарий. Дети не просто воспринимают информацию, а сами непосредственно принимают участие в показе: отвечают на заранее подготовленные в сценарии вопросы, решают доступные учебные задачи. В показ включены  самостоятельно подобранные детьми материалы,  фотографии самих учащихся, что очень важно для развития их эмоциональной заинтересованности и осознанности в том, что именно  они  являются активными участниками урока.

Использование «слайд-шоу» возможно на различных этапах работы с обучающимися с ОВЗ.

Применение компьютерных технологий позволяет сочетать словесные методы  со зрительными, задействовать  как весь визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая гамма, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы – дикторский текст, музыка), оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков и значительно  повысить темп занятия, увеличивая долю самостоятельной работы обучающихся.

Таким образом,  органический синтез словесных методов и ЭОР помогает учителю  пробуждать воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно–наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся. Ученики с ОВЗ за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным и увлекательным.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: