«Помоги мне это сделать самому»
М.Монтессори
Ситуация успеха – путь к самореализации ребенка.
В настоящее время изменилась парадигма образования. Первостепенным становится обучение школьников самостоятельности, умению применять свои знания и опыт в нестандартной ситуации. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Это и обусловило поиск мною средств, приемов и методов обучения для успешного становления личности младшего школьника. Результатом поиска и стал курс развития творческого мышления « Ступеньки к успеху».
Одной из целей этой работы является развитие личности каждого учащегося. Курс построен таким образом, что доставляет ребенку радость познания, дарит массу новых впечатлений, развивает любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И самое главное- верить в свои силы и возможности , самоутверждаться.
Уже в раннем детстве ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и чувствует себя достаточно к нему приспособленным.В какой бы среде он ни рос , он с оптимизмом смотрит в будущее.
Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он надеется добиться признания в школе и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителя и одноклассников. Крушение этого светлого будущего – самая серьезная проблема начального обучения.
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка и удовлетворению его потребностей в том случае, если у него возникнет интерес к учению. Для того, чтобы сформировать интерес необходимо создать ситуацию успеха.
Успех является источником внутренних сил ребенка, благодаря этому он испытывает уверенность в себе и удовлетворение. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять агрессию, изолированность и пассивность.
И от меня зависит, чтобы к каждому ученику пришел успех в учении, а его школьные годы стали ступеньками становления человека и гражданина. Задача – подвести их к мысли, что настоящее чувство радости ( успеха) доступно тому, кто умеет напрягать свои силы. « Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие, но с великой любовью» ( Мать Тереза )
Ситуация успеха -это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком –либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, творчестве, спорте ) и способствующая формированию положительной и адекватной самооценки.
В. А. Сухомлинский говорил : «Есть успех – есть и желание учиться». И это особенно важно на первом этапе обучения.
Цель данного проекта: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика- личности психически и физически здоровой, гуманной, нравственной, социально- мобильной, востребованной в современном обществе.
Направления педагогического поиска являются:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Надежным путем создания ситуации успеха является дифференциация, личностно-ориентированный подход, индивидуализация процесса обучения.
Задача учителя в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, поверить в свои силы, понять и раскрыть себя. Ситуация успеха может стать своего рода « пусковым механизмом» дальнейшего развития личности.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Система формирования морально- нравственной жизненно- компетентной личности. Создавая воспитательную систему, не стремлюсь «объять необъятное». Точно рассчитав все свои шансы, учитывая свои силы и возможности, выстраиваю свою систему работы с детьми, опираясь на педагогический опыт.
Организация сотрудничества, совместное переживание радости и успеха гуманизирует процесс, поэтому и создаю специальные ситуации, которые вызывают эмоциональный подъем у школьников.
СОБСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ.
Ситуация успеха – одно из основных направлений педагогической деятельности. У каждого учителя есть свой педагогический почерк, своя творческая изюминка. Это так важно! Влияние учителя начальных классов огромно на формирование личности и детского коллектива. Мой педагогический поиск- развитие творческого мышления. В основе которой положен принцип «Помоги мне сделать это самому» (М.Монтессори).
Одним из направлений этого курса является развитие исследовательской деятельности младших школьников. Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Следует помнить, что на самостоятельность младшего школьника при проведении учебных исследований рассчитывать не стоит. Исследовательская деятельность – одно из направлений развития творческих способностей.
Творчеству можно и нужно учить. Для этого следует обучиться некоторым приемам творческого мышления. А помогли мне в этом печатные работы профессора кафедры психологии развития, доктора педагогических наук Савенкова Александра Ильича.
Исследовательская деятельность- деятельность творческая, она имеет свою специфику. Она- не самоцель, а – средство развития личности ребенка, прежде всего, совершенствование его интеллектуального творческого потенциала.
Занятия строятся на основе игры. В центре разработки содержания стоит ребенок с его собственными индивидуальными желаниями, интересами и потребностями. « Его интересы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности должны упражняться ( Савенков А.И.).Учение должно быть интересным. По степени самостоятельности ребенка можно выделить III уровня реализации исследовательского обучения.
I этап – самый простой. Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Ответ предстоит добыть ребенку.
II этап- взрослый ставит проблему, но уже метод решения ребенок ищет сам. Допустим коллективный поиск.
III этап – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения самостоятельным путем.
Образовательный процесс предполагает многообразную деятельность, в которой проявляются индивидуальные особенности ребенка. Стремясь к созданию условий для развития личности учащегося, для проявления и углубления личностных интересов, способности к интеллектуальной деятельности коммуникативной сфере, выборов своих взаимоотношений с миром, движение к узнаванию самого себя- нашло отражение в разработке учебной программы проектно-исследовательской деятельности.
На основе собственного опыта, изучения опыта работы школы «ЭйдоС» г. Запорожье, научных трудов Савенкова А.И. была создана специальная развивающая среда , в которой ребенок находит стимулы для самообучения и развития.
Основу обучения по данной программе составляет проектно- исследовательская деятельность младших школьников. Этот метод позволяет не только усваивать приготовленные кем-то «порции» знаний, но и добывать знания самостоятельно. Проведение исследований в начальной школе решает целый ряд образовательных задач:
- повышение мотивации к обучению, интереса к приобретению знаний;
- приобретение новых навыков исследовательской работы;
- расширение кругозора;
- развитие речи и коммуникативных способностей;
- создание условий для максимальной самореализации каждого ребенка;
- повышение самооценки.
Предлагаемая программа рассчитана на 1 час в неделю. По каждой теме исследования дети готовят творческие работы: рисунки, сочинения, доклады, кроссворды и т.д.
В школе проводятся персональные выставки детских работ. Лучшие проекты представляются в различных номинациях и поощряются призами и грамотами.
Для развития личности необходимым условием является ощущение ею своей успешности. Процесс исследовательской деятельности способствует развитию креативности. Американский психолог Е.П. Торранс сказал: « Креативность- это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.»