ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ШАХМАТАМ
Процесс интеграции обучения математике и шахматам одно из действенных средств решения проблем математического образования в начальной школе.
Шахматы - игра, требующая нестандартного творческого мышления. Как учителю мне стало понятным, что именно внеурочные занятия шахматами - тот инструмент деятельности, который позволит «обеспечить отсутствие пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося.
Цели и задачи обучения математике согласно ФГОС достигаются различными средствами: обеспечением системно - деятельностного подхода к преподаванию, современными технологиями (проблемное обучение, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии и т.д.), и в том числе «технологией развития способности действовать в «уме» с использованием шахматного материала».
Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.
Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей, объектов, системы.
Содержание программы внеурочной деятельности «Шахматы» связано с предметом «Математика». Шахматы требуют нестандартного творческого мышления, учат самостоятельно думать, ребенок становится собраннее, развиваются восприятие, память, воображение. Именно использование на уроке шахмат способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
В 1 классе на уроке математики можно использовать шахматы для отработки логического мышления, внимания и навыков счета. Виды заданий могут быть следующие:
а) игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза, а учитель в это время изменяет количество фигур, переставляет.
б) найти различие и сходство фигур.
в) соотнеси числа с шахматной комбинацией - (количество фигур, количество шахматных линий, по вертикали по горизонтали,
г) счет реальных линий, полей, предметов.
д) получение числа при счете действия путем вычитания 1, прибавление 1 к предыдущему и последующему числу с шахматными фигурами.
Геометрический материал в 1 классе– ломаная, отрезок, прямая можно вводить через знакомство с правилами передвижения фигур на шахматной доске, выполнения чертежей в тетрадях хода каждой фигуры и усвоение пространственных понятий «вниз», «вверх», «слева», «справа». Установления отношений между числами «меньше», «больше» или «равно».
Во 2 классе, после изучения темы «Умножение» можно предложить детям упражнения на запоминание шахматных полей.
Учитель:
-3х4; 6х6; 8х7
Дети:
-c7; (е 4); (f2) (по принципу таблицы Пифагора).
Изучение чётных и нечётных чисел также можно отработать на шахматной доске.
Участие детей в разборе шахматных партий, комбинаций, этюдов и игра между собой способствуют активизации мыслительной деятельности. Это как раз то, что необходимо для повышения качества знаний по математике.
Заключение
Шахматы дополняют образование. Интегрированные уроки дают положительные результаты. Это видно по итогам проведенной мною диагностики Н.А. Бернштейна в начале 1 класса и в конце 2 класса. Она показала качественное улучшение результатов контроля и повышение общего уровня развития логического мышления у детей.
Список литературы:
- Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность: проблемно-ценностное общение [Текстhttps://interactive-plus.ru/ru/article/12655/discussion_platform">https://interactive-plus.ru/ru/article/12655/discussion_platform